В погоне за дешевым PR — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (607) » В погоне за дешевым PR

В погоне за дешевым PR

Нелепые инструкции к товарам повседневного употребления в США регулярно высмеиваются не только русскоязычными юмористами, но и самими американцами. Подтверждение тому — ежегодный конкурс самых глупых инструкций Wacky Warning Label Contest, который проводится организацией, борющейся с необоснованными ­исками ­(frivolous lawsuit). Среди самых ценных инструкций: «не сушите телефон в микроволновой печи» — на сотовом телефоне, на телефонном справочнике — «не пользуйтесь справочником, управляя движущимся транспортным средством» и т.п. Одной из причин появления таких инструкций является как раз работа юрис­тов и американской системы правосудия в целом. Пионером frivolous lawsuit называют Стелу Либек (кстати, ее именем названа ежегодная премия за самое нелепое судебное решение), которая за пролитый горячий кофе потребовала от McDonald’s компенсацию. В итоге судебных разбирательств сумма компенсации составила 480 тыс. дол. США и 2,7 млн дол. США штрафа. Перед угрозой рассмотрения дела в апелляции, в результате двусторонних консультаций, был достигнут компромисс, сумма которого осталась неизвестна. Интересно, что до происшествия с г-жой Либек жалобы на горячий кофе в McDonald’s поступали и раньше, в связи с этим на стаканчиках даже появилась предупреждающая надпись. Однако, как утверждал адвокат Рид Морган, надпись была недостаточно разборчивой и температура кофе должна была быть ниже.

Если кажется, что Украине далеко до атаки frivolous lawsuit, посмотрите на северо-восточных соседей — необоснованные иски ради PR и личной выгоды добрались и до России. Во-первых, иск Марии Шрайбер и ее отца Кирилла Шрайбера к Министерству образования и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за нарушение прав человека путем «безальтернативного навязывания теории Дарвина». Информационную поддержку этому иску обеспечило информационное и PR-агентство друга г‑на ­Шрайбера. В этом году Верховный суд РФ признал запрет работать женщинам машинистами в метро законным. Статья 41 Трудового кодекса РФ устанавливает запрет на применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Однако студентка юридического факультета Анна Клевец захотела трудоустроиться помощником машиниста. После того как ей отказали, она посчитала такое положение закона дискриминационными и обратилась в Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга. Самое интересное, что ее интересы представляла юридическая фирма, в которой работала девушка на должности младшего юриста. Иск ради бесплатного и громкого PR — на лицо.

Артур Литвинский, маркетинг-менеджер юридической фирмы Noerr Stiefenhofer Lutz, соглашается с тем, что на Украине такие иски не распространены, хотя и встречаются на практике. «Наиболее известным в последнее время стал иск жителя г. Донецка к Президенту Украины Виктору Ющенко с целью запретить последнему употреб­лять в речи неприличное слово, сказанное им на заседании СНБО, распространив указанный запрет на весь синонимический ряд этого слова», — приводит пример г-н Литвинский. Ближе всего к frivolous lawsuits в украинской практике из распространенных явлений, пожалуй, стоит попытка адвокатов пиариться за счет известного имени клиента, при этом не имея на это согласия последнего. «Безусловно, это лежит за пределами профессиональной этики и неприемлемо для представителей крупных юридических фирм», — комментирует г‑н Литвинс­кий.

Лариса Сивак-Анина, координатор по PR юридической фирмы «Астерс», отмечает сравнительную с западными странами молодость отечественного юридического бизнеса и сферы связей с общественностью (PR), а также неагрессивную конкурентную среду, поэтому отечественным юридическим фирмам, чтобы повысить внимание к себе общественнос­ти, ранее не приходилось прибегать к ­frivolous lawsuit.

Граница допустимого для юридической фирмы PR определяется только двумя факторами, говорит г-н Литвинский: внутренней политикой компании и действующим законодательством, все остальные деления больше ­относятся к вопросам профессиональной этики юриста и нормам общественной морали. С этой точки зрения тяжело однозначно определить такую границу, если вообще возможно. Безусловно, трудно представить себе известную международную юридическую фирму, которая, например, взялась бы представлять в суде интересы господина Кристофера Роллера (уроженца штата Миннесоты, США), который несколько лет назад подал иск на известных иллюзионистов Девида Коперфильда и Девида Блейна, поскольку они, по его словам, «бросают вызов законам физики, используя при этом божественные силы» (но суть иска состояла даже не в этом, а в том, что Кристофер считал себя богом и хотел возместить ущерб от украденных у него иллюзионистами божественных сил).

Артур Литвинский говорит, что грань допустимого определяется целевой ­аудиторией бизнеса как для частных адвокатов, так и для крупных юридических фирм. Пожалуй, наиболее ярко это выражено в США, где крайне распространена практика подавать в суд при малейшей возможности, хотя такое поведение больше свойственно частнопрактикующим адвокатам, нежели крупным фирмам. Для них это является не столько PR-средством, сколько основным доходом. В подобных случаях адвокат получает значительный процент (иногда до 70—80 %) от суммы, полученной в результате выигранного дела. В некоторых штатах существуют плеяды адвокатов-миллионеров, заработавших состояние на подобных исках.

О еще одной стороне такого PR говорит г-жа Сивак-Анина: «Занимаясь «громкими» и не всегда этичными делами, юридические фирмы получают неплохие дивиденды в виде дополнительного PR и материальных благ. Юристы становятся узнаваемыми для общественности, их «любят» телекамеры и печатные СМИ. С другой стороны, фирмы, ведущие дела, например, по рейдерству, значительно теряют в репутации и положении на рынке. Приобретенная слава, к примеру, «представителя интересов рейдера» становиться фирменным «ярлыком», что чревато снижением доверия к фирме и, следовательно, потерей клиентов».

Ирина Назарова, управляющий парт­нер адвокатской фирмы EnGarde: «С моей точки зрения, безосновательные либо спекулятивные иски в поисках внимания СМИ и «громких» судебных дел не могут быть средством построения репутации адвоката либо адвокатской фирмы. Адвокатура строится на репутации адвоката, которая, в свою очередь, зависит от способности эффективно защитить интересы клиента. Инициируя без­основательные иски, адвокат демонстрирует свой непрофессионализм и несоответствие профессиональной этике. Репутацию, по моему мнению, необходимо зарабатывать качественной работой с клиентами, в том числе и pro bono, и вкладом в развитие профессионального сообщества».

Наши респонденты представляют компании, которые внимательно относятся к своей репутации, а frivolous lawsuit считают неприемлемой практикой. Как объясняет г-н Литвинский, если компания работает с крупным бизнесом, то подобные PR-методы могут повредить имиджу: вряд ли крупному бизнесмену захочется связывать свое имя с подобными скандальными делами своих юрис­тов. Соответственно, любая уважающая себя крупная юридическая фирма с многолетними традициями не станет участвовать в подобном процессе. Как говорит г-жа Сивак-Анина, для «Астерс» кроме профессионализма, именно имя на рынке является одним из самых важных нематериальных активов, который влияет на сегодняшнее восприятие фирмы извне и определяет ее дальнейшее развитие.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Право на справедливый суд — дождемся?

Хозяйственные суды себя похвалили

Законодательная практика

Издержки демократии

Ограничительная подсудность

Комментарии и аналитика

Призрак борьбы с коррупцией

Неделя права

Деятельность ВАСУ в цифрах

Рекорды АМКУ

Правосудие без Лордов

Спецсудьи для судей

ГНАУ создает реестры

Клара Маргулян 55 лет в адвокатуре

Новости законотворчества

Взыскание по ипотеке без нотариуса

Уполномочен на борьбу с коррупцией?

Момент вступления в силу определения хозсуда предлагают конкретизировать

Новости из зала суда

Суд прекратил банкротство «Энергоатома»

«Укртатнафта» подаст в суд на «УТН-Восток»

Прокуратура просит суд отменить передачу Киевсоветом земли

Дело об убийстве Е. Кушнарева рассмотрит ВСУ

Новости из-за рубежа

Судьям-отставникам запретили выносить решения

Новости профессии

Изменения в Порядке выдачи свидетельств нотариусам

Управление миграционной политикой поручено МВД

Присвоены очередные ранги госслужащих

Список дел на сайте Апелляционного суда г. Киева

КМУ снова изменил размер расходов на ИТО

Новости юридических фирм

ЮФ «Центр правового консалтинга» — советник представительства польской компании

Baker & McKenzie и «Саенко Харенко» консультировали в отношении реструктуризации в секторе недвижимости

ЮФ «Юрвнешсервис» отметила свой 22-й день рождения

Новости юридического мира

Канадское правительство выплатило рекордную сумму юридическим советникам

Salans консультирует VTB Capital по вопросам создания нового фонда

Gide Loyrette Nouel назвала нового управляющего партнера

Руководитель антитрастовой практики Allen & Overy ушел из фирмы

Реестр событий

«Зверски» влиятельные юристы

Служебная лестница

Назначения

Судебная практика

Что нам стоит дом построить

Судебные решения

О разграничении «информации о деятельности компании» и «рекламы»

О плате за фактическое пользование местом размещения рекламного средства в случае отсутствия сделки о его использовании

Тема номера

Протекторат над рекламой

Внимание, реклама на дороге!

Трибуна

Кому выгодны нотариальные бланки?

Частная практика

В погоне за дешевым PR

Мертвый сезон оживил кризис

Европейское признание юридических фирм

Інші новини

PRAVO.UA