В последнее время наблюдается тенденция, при которой граждане, совершившие преступления и стремящиеся избежать наказания, пытаются решить вопрос ухода от уголовной ответственности путем выезда за границу. И «заграница» здесь упомянута не только в значении иностранного государства, но и как некий барьер для правоохранительных органов в осуществлении поиска и задержания скрывающегося лица.
В ситуации, когда украинских граждан объявляют в международный розыск с целью задержания и последующей экстрадиции, самой экстрадиции в конечном итоге так и не происходит.
Перед тем как проанализировать причины невозможности осуществления экстрадиции, следует рассмотреть порядок объявления в международный розыск лиц с целью их выдачи и требования к вышеуказанной процедуре.
Запрос об экстрадиции
Для осуществления процедуры объявления в международный розыск действует система взаимодействия правоохранительных органов страны — инициатора розыска, Национального центрального бюро Интерпола страны-инициатора, Генерального секретариата Интерпола, национальных центральных бюро стран — членов Интерпола и Национального бюро Интерпола страны, где обнаружено разыскиваемое лицо.
Чтобы объявить лицо в международный розыск с целью экстрадиции и добиться результата, необходимо пройти долгий путь и успешно выполнить все требования, предусмотренные законодательством, регламентирующим деятельность Интерпола.
В международном розыске могут находиться лица, выехавшие за пределы Украины, уклоняющиеся от уголовной ответственности и отбывания наказания за преступления, за которые в соответствии с действующим законодательством или судебным приговором, вступившим в законную силу, предусмотрено (предназначено) наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев.
Получив информацию, что разыскиваемое лицо, возможно, находится за пределами Украины, правоохранительные органы направляют соответствующий запрос в Национальное центральное бюро Интерпола Украины.
В соответствии с законодательством Интерпола есть восемь типов уведомлений (запросов), семь из которых имеют цветовую маркировку, исходя из их функциональности: красный, синий, зеленый, желтый, черный, оранжевый и фиолетовый.
Запрос с целью экстрадиции называется Red Notice и обязательно должен включать гарантию, что при задержании и аресте разыскиваемого лица на территории другого государства в его компетентные органы будет направлено ходатайство об экстрадиции данного лица.
Также в запросе должна быть изложена полная и объективная информация о разыскиваемом лице и информация об уголовном деле с кратким изложением совершенного противоправного деяния.
После получения запроса Национальным бюро Интерпола Red Notice направляется в Генеральный секретариат Интерпола. При этом Генеральный секретариат должен проверить запрос на полноту необходимой информации и дать возможность Национальному бюро страны, которая подала запрос, подготовить дополнительные материалы.
Следует отметить, что Интерполу (статья 3 Конституции Интерпола) запрещается вмешиваться в дела политического, военного, религиозного или расового характера, и Интерпол строго придерживается этого запрета.
В результате проверки данных в случае их соответствия всем требованиям при наличии соответствующих оснований и доказательной базы Генеральный секретариат Интерпола объявляет лицо в международный розыск путем публикации информации в базе и извещения всех Национальных бюро стран-участниц в день публикации. С этого момента лицо считается объявленным в международный розыск.
После получения информации об объявлении лица в международный розыск и соответствующих данных Национальные бюро стран-участниц обязаны известить об этом правоохранительные органы с помощью доступных (или специально определенных) информационных систем.
Как только правоохранительные органы, к примеру, страны А. обнаруживают точное место дислокации разыскиваемого лица, готовится операция по его задержанию и фактическому аресту.
Процедура экстрадиции лица государству, на территории которого оно совершило преступление, довольно длительная и состоит из множества формальностей.
Так, в частности, после задержания разыскиваемого лица правоохранительные органы обязаны обратиться в суд для определения дальнейшей меры пресечения. При этом абсолютно логично, что суд удовлетворит соответствующее ходатайство до получения запроса о выдаче, поскольку без применения таких мер лицо может сбежать и скрыться (хотя теоретически адвокат может добиться освобождения под залог или подписку о невыезде).
Параллельно информация о задержании лица передается в Национальное бюро Интерпола страны — инициатора розыска, в нашем случае Укрбюро Интерпола, которое уведомляет соответствующие правоохранительные органы.
С момента заключения под стражу беглеца страна — инициатор розыска располагает сроком не более 40 дней для передачи запроса о выдаче, а также всех документов, которые должны к нему прилагаться (однако фактически страна-инициатор может попросить о продлении этого срока еще на 40 дней). Весь этот процесс сопровождается перепиской между странами.
После получения информации орган — инициатор розыска в течение десяти дней должен направить необходимую информацию в вышестоящие правоохранительные органы на проверку. По итогам правового анализа предоставленных документов Генеральная прокуратура Украины направляет запрос о выдаче в органы иностранного государства.
Именно на этом этапе, уже после получения запроса об экстрадиции, результат всей осуществленной многоходовой процедуры может быть поставлен под угрозу.
Общепризнан факт, что выдача преступников — это право суверенного государства, а не его прямая обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и при определенных условиях.
Ответственный за принятие решения о выдаче орган запрашиваемой страны (во многих европейских странах — суд) рассматривает отсутствие или наличие обстоятельств, исключающих экстрадицию. При этом лицо, в отношении которого принято решение применить экстрадицию, может обжаловать данные действия в судебном порядке.
Основания для отказа
В результате анализа международного законодательства можно выделить целый ряд случаев, когда задержанное в результате розыска лицо невозможно экстрадировать, если:
— запрашивающей страной не были предоставлены все необходимые для удовлетворения запроса материалы и доказательства;
— истек срок давности преступления;
— совершенное преступление не предусматривает наказания в виде лишения свободы на территории страны, в которой находится преступник;
— запрашивающей страной не предоставлены гарантии защиты от пыток и жестокого обращения, а также неприменения к преступнику смертной казни;
— правонарушение предусмотрено военным правом;
— правонарушение, в связи с которым запрашивается лицо, рассматривается запрашиваемой страной как политическое или правонарушение, связанное с политическим правонарушением;
— экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны, в которой оно находится;
— экстрадируемым лицом получено право убежища.
Довольно часто запрашиваемая страна отказывает в экстрадиции в связи с отсутствием, по ее мнению, доказательной базы и оснований.
Но из перечисленных обстоятельств самыми интересными для рассмотрения являются последние три, поскольку именно они наиболее распространены на практике.
Чаще всего отказы в экстрадиции связаны с получением запрашиваемым лицом гражданства страны, в которой его задержали. Это предусмотрено не только статьей 6 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года, но и национальным законодательством большинства стран.
Политическое преследование, как уже упоминалось, запрещается еще на стадии объявления в международный розыск. Но если Генеральный секретариат Интерпола не признает наличие указанного обстоятельства по общепринятым правилам, то у лица есть второй шанс на то, что запрашиваемая страна все же признает политические мотивы экстрадиции. При этом «беглец» даже может повлиять на это решение, предоставив собственные доказательства и аргументы.
Изучив ситуации, связанные с экстрадицией украинских граждан, следует отметить: большое количество отказов действительно связано с тем, что запрашиваемому лицу или его адвокату удалось доказать, что запрос о выдаче осуществлен по политическим мотивам.
Указанные обстоятельства тесно связаны с получением права убежища, поскольку политическое преследование является основанием для получения такого права, что, в свою очередь, служит основанием для получения гражданства (в некоторых странах предусмотрены упрощенная процедура получения гражданства).
При этом необходимо отметить следующее: если лицо сможет получить гражданство или признание в какой-нибудь из стран политических мотивов преследования, это не освобождает его от международного розыска и экстрадиции при выезде в другое государство. В этой связи только получение политического убежища дает возможность добиваться отмены международного розыска, ссылаясь на вышеупомянутую статью 3 Конституции Интерпола.
Таким образом, есть все основания полагать, что многочисленные препятствия для экстрадиции могут быть не только следствием ошибок страны, запрашивающей выдачу лица, но и результатом осуществленных действий в свою защиту запрашиваемого лица и его адвоката.
Подобные ситуации во многих случаях оказывают негативное влияние на борьбу с преступностью, но при этом могут быть эффективным инструментом для защиты прав человека в случае неправомерного уголовного преследования и нарушения права на справедливый суд.
ПРОСЯНЮК Ольга — управляющий партнер АО AVER LEX, г. Киев,
ФОЗЕКОШ Андриана — помощник адвоката уголовно-правового департамента АО AVER LEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…