18 апреля с.г. Конституционный Суд Украины на пленарном заседании огласил решение от 16 апреля с.г. по делу по конституционному представлению Президента Украины об официальном толковании положений частей 2, 3 статьи 5, статьи 69, части 2 статьи 72, статьи 74, части 2 статьи 94, части 1 статьи 156 Конституции Украины. В своем представлении, в частности, глава государства просил единственный орган конституционной юрисдикции истолковать: допустимо ли, исходя из того, что народ Украины является носителем суверенитета и единственным источником власти на Украине, осуществление народом законодательной власти, в частности, путем принятия законов на всеукраинском референдуме; в случае если такое полномочие у народа есть, требуется ли утверждение или одобрение решений всеукраинского референдума Верховным Советом Украины и распространяется ли на них процедура подписания и обнародования, определенная частью 2 статьи 94 Конституции Украины. Необходимость такого толкования поясняется тем, что законодательное регулирование процедур референдума установлено Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах» от 3 июля 1991 года, что порождает разное понимание того, какие вопросы могут быть предметом рассмотрения на всеукраинском референдуме.
КСУ истолковал, что в том контексте, который указал субъект конституционного представления, нормы части 2 статьи 72 во взаимосвязи со статьей 5 Конституции Украины необходимо понимать таким образом, что народ, как носитель суверенитета и единственный источник власти на Украине, может реализовать на всеукраинском референдуме, назначенном по народной инициативе, свое исключительное право определять и изменять конституционный строй на Украине путем принятия Конституции Украины в порядке, который должен быть определен Основным Законом и законами Украины. Кроме того, народ, осуществляя свое волеизъявление посредством всеукраинского референдума по народной инициативе, может в порядке, который следует определить Конституцией и законами Украины, принимать законы Украины или вносить изменения в действующие, за исключением тех, принятие которых на референдуме не допускается. Отметим, что Конституция Украины императивно не допускает вынесение на референдум законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.
Отвечая на вопросы, поднятые в представлении, КСУ указал, что процедура подписания и обнародования законов, установленная статьей 94 Конституции Украины, не применяется к законам, принятым на референдуме. Более того, такой закон является окончательным и не требуется какого-либо утверждения, в том числе Верховным Советом Украины.
Кроме того, КСУ своим решением обратил внимание парламента, народных депутатов, Президента Украины на необходимость инициирования и приведения действующего законодательства Украины по вопросам референдумов в соответствие с нормами действующей Конституции Украины.
Отметим, что часть 2 статьи 95 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» устанавливает, что в случае, если, рассматривая конституционное представление, КСУ усмотрит признаки неконституционности каких-либо норм, он имеет право выйти за пределы конституционного представления и рассмотреть вопрос о конституционности таких норм. Собственно, указание в резолютивной части решения КСУ на необходимость приведения в соответствие с Конституцией положения законодательства о референдумах, указывает на наличие в этом законодательстве норм, противоречащих Основному Закону. Вместе с тем КСУ не признал неконституционной ни одной нормы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…