По сообщению пресс-службы Министерства юстиции, юридические службы многих органов исполнительной власти ощущают нехватку юристов. В частности, вакантными остаются 17 % должностей в юридических службах этих органов. Дефицит высококвалифицированных кадров в первую очередь сказывается на качестве подготовки нормативных актов. О причинах сложившейся ситуации и путях выхода из нее мы попросили рассказать министра юстиции Украины Александра Лавриновича.
— Александр Владимирович, насколько часто Министерство юстиции проводит мониторинг качественного и количественного состава юридических подразделений в государственных органах?
— Министерство юстиции регулярно проверяет правовую работу в органах государственной власти, поскольку эти функции на него возложены государством. В текущем году деятельность в этом направлении особо активизирована, потому что мы осознаем — отсутствие «правовой чистоты» при разработке нормативных актов министерствами и ведомствами может привести к пагубным последствиям. Для того чтобы правового нигилизма было как можно меньше, министру юстиции предоставлено право непосредственного участия в процессе назначения руководителей юридических отделов государственных органов. Система согласования с министром юстиции кандидатуры, претендующей на указанную должность, создана совсем не для усложнения работы государственных структур. Цель согласования — помочь руководителю сделать правильный выбор, дать ему представление об уровне подготовки специалиста. В зависимости от того, в какую именно структуру назначается начальник юридического отдела, его знания оценивают сотрудники департаментов, специализирующихся на соответствующем сегменте законодательства. Фактором, способствующим эффективной работе юридических отделов, призвано также стать обязательное участие представителей Министерства юстиции в переаттестации сотрудников этих подразделений.
— В чем Вы усматриваете причину нехватки высококвалифицированных специалистов в юридических отделах государственных органов?
— В нашей стране очень много людей, получивших дипломы о юридическом образовании. А вот количество выпускников юридических вузов, владеющих достаточным массивом правовых знаний, несравнимо меньше. Квалифицированные правоведы востребованы рынком. В большинстве случаев они делают выбор в пользу частных структур, поскольку преимущества работы в юридических и аудиторских фирмах относительно оплаты труда очевидны.
— Расскажите, пожалуйста, о наиболее распространенных ошибках, допускаемых при подготовке проектов нормативных актов, и как они устраняются. К юридическим отделам каких органов больше замечаний?
— Юридической экспертизой в министерстве занимаются две трети департаментов. Они работают над процессуальным, бюджетным, финансовым, аграрным и другими отраслями законодательства, анализируют акты, поступившие на регистрацию. В процессе юридической экспертизы обнаруживается, что значительная часть нормативных актов противоречит Конституции Украины, при их составлении не соблюдается техника нормопроектирования. Из поданных в период с апреля по октябрь министерствами и другими центральными органами на правовую экспертизу 1340 актов только 496 были согласованы без замечаний. В большинстве государственных структур не хватает специалистов, четко разбирающихся в том, как правильно составляются акты того или иного уровня, владеющих нормативной лексикой для изложения путей решения проблем, ради которых принимается акт. Результаты последнего мониторинга показали, что наиболее низкий уровень подготовки проектов законодательных актов в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Вызывают замечания 85 % актов Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Государственного жилищно-коммунального хозяйства, Министерства топлива и энергетики; 84 % — Министерства экологии и природных ресурсов; 75 % — Антимонопольного комитета Украины; 70 % — Государственного комитета по надзору за охраной труда; 68 % — Министерства финансов; 66 % — Государственной службы автомобильных дорог, Министерства здравоохранения и Министерства аграрной политики; 62 % — Министерства экономики и Министерства транспорта; 56 % — Министерства труда и Министерства образования и науки.
Недостатки устраняются либо самими разработчиками, либо юридическим управлением Секретариата Кабинета Министров Украины, либо Министерством юстиции. В большинстве случаев документы согласовываются нами с учетом высказанных пожеланий и замечаний.
— Принимает ли Министерство юстиции меры для повышения профессионального уровня юристов?
— Наши сотрудники регулярно осуществляют мероприятия по усовершенствованию профессиональных навыков юристов. Организацией семинаров и тренингов занимается отдельное управление, курируемое заместителем министра Лидией Горбуновой. В течение года проводился ряд мероприятий, и все желающие работники юридических отделов могли принять в них участие. Планируется, что в следующем году, при условии дополнительного бюджетного финансирования, Центр правовой реформы и законопроектных работ Минюста будет проводить бесплатное обучение сотрудников юридических подразделений государственных органов. Мы с пониманием относимся к тому, что по причине служебной занятости представители некоторых министерств и ведомств не принимают участия в обучении. Но, следует отметить, что затраченное время впоследствии принесет многократную пользу. Впредь Минюст намерен более тщательно следить за уровнем профессиональной подготовки юристов. С руководителями ведомств, не заботящимися о повышении квалификации сотрудников юридических отделов, будет проводиться отдельная разъяснительная работа. Мы должны создать все условия для того, чтобы государственная служба была привлекательной. Думаю, проблема высококвалифицированных кадров вскоре решится, как в свое время был восполнен дефицит юристов.
— Поспособствует ли улучшению работы над законодательством принятие Закона «О нормативно-правовых актах»?
— На сегодняшний день методика нормопроектирования регулируется постановлением Кабинета Министров Украины. Вместе с тем ее закрепление на уровне закона чрезвычайно важно. Принятие Закона «О нормативно-правовых актах» поможет установить точные правила составления документов, их утверждения, пересмотра и соотношения между собой. Очевидно, что одним принятием закона всех проблем не решить. После вступления его в силу за один день ситуация не улучшится. Для эффективной и качественной работы над нормативно-правовыми актами юристу нужна достаточная квалификация, поэтому желание постоянно повышать свой профессиональный уровень и совершенствоваться должно присутствовать постоянно.
(Беседовала Елена ЕВТЕЕВА)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…