Почти два года понадобилось парламенту, чтобы принять закон, регулирующий проведение закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. Предыдущий закон был отменен в 2008 году — в рамках антикоррупционной кампании. Все это время процедуры проведения госзакупок регламентировались постановлением правительства. 11 февраля с.г. за принятие законопроекта № 2263-1 «Об осуществлении государственных закупок» проголосовали 245 народных депутатов Украины. Он еще не подписан Президентом Украины и, судя по всему, даже не направлялся ему на подпись. В самом законе предусмотрено, что он вступает в законную силу через месяц после опубликования.
Законом вводится новый порядок закупки товаров, работ и услуг за государственные средства. В частности, предлагается новая система органов, которые будут осуществлять государственное регулирование и контроль по вопросам государственных закупок (в качестве уполномоченного органа определено Министерство экономики Украины, где создается специальное подразделение); конкретизируются процедуры госзакупок.
Этот закон применяется к заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равняется или превышает 100 тыс. грн, а работ — 300 тыс. грн. Предусматриваются следующие процедуры осуществления закупок: открытые торги, двухступенчатые торги, запрос ценовых предложений, предварительная квалификация участников, закупки у одного участника.
Одни из наиболее противоречивых и дискуссионных положений закона касаются процедуры обжалования итогов тендеров и определения органа обжалования.
Народными депутатами поддержана следующая модель: с целью рассмотрения жалоб при Министерстве экономики создается и действует орган обжалования.
Этот орган, согласно законопроекту, формируется на основах паритетного участия представителей государственных органов и независимых специалистов по вопросам государственных закупок в составе 14 лиц, из которых не менее трети должны быть с высшим юридическим образованием. Срок полномочий членов органа обжалования составляет 3 года.
В состав органа обжалования от государственных органов делегируются по одному представителю от: Минэкономики, Минюста, Государственного комитета статистики, Госкомпредпринимательства, Антимонопольного комитета, Секретариата (ввиду последних изменений — Администрации) Президента Украины, СНБО. При этом представителями госорганов могут быть исключительно государственные служащие.
Еще 7 независимых специалистов включаются в состав органа обжалования по представлению Минэкономики по согласованию сразу с двумя парламентскими комитетами: по вопросам экономической политики и по вопросам финансов и банковской деятельности. Отметим, что такое согласование лежит вне компетенции комитетов, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Украины (см. решение КСУ № 12-рп/2009 от 27 мая 2009 года), на что, в частности, указывалось как в заключениях юридического управления парламента, так и в выступлениях народных депутатов Украины — противников принятия этого законопроекта. Последние усмотрели в органе обжалования аналог Тендерного комитета, непрозрачная деятельность которого послужила в свое время одним из оснований отмены закона о госзакупках.
К полномочиям органа обжалования отнесено рассмотрение жалоб относительно госзакупок, а также систематизация информации относительно нарушений, которые допускаются при осуществлении государственных закупок. Все решения органа обжалования могут быть обжалованы в судебном порядке. Таким образом, вводится достаточно громоздкая двухуровневая система обжалования, которая к тому же представляется недостаточно «независимой», поскольку орган обжалования создается и действует при «заинтересованном» органе госвласти — Минэкономики.
Также отметим, что достаточно много аспектов госзакупок остались неурегулированными. К примеру, только в общих чертах прописана процедура госзакупок с использованием электронного документооборота, а перечень законов относительно особенностей госзакупки отдельных видов товаров работ и услуг составляет 17 пунктов. Соответствующие законы должны быть в течение месяца разработаны Кабинетом Министров Украины и внесены на рассмотрение парламента.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…