Нет никакой альтернативы восстановлению доверия к органам правосудия и очищению судебной власти, однако при решении вопроса о направлениях проведения реформы, кроме необходимости упрощения обеспечения доступа граждан и юридических лиц к правосудию, которое не должно стать освобождением от обязанности надлежащего и профессионального оформления процессуальных документов, следует учитывать также экономическую составляющую (есть ли возможность материально-технического обеспечения реформы), установление разумной нагрузки на судей и вопросы разграничения юрисдикций.
Вопрос ликвидации
Во-первых, существующая судебная система включает:
— Конституционный Суд — орган конституционной юрисдикции, который формируется Президентом Украины, Верховным Советом Украины и Съездом судей Украины, суды общей юрисдикции (высшим судебным органом является Верховный Суд Украины), рассматривающие гражданские, уголовные, административные дела определенных категорий и дела о привлечении к административной ответственности, а также специализированные суды: административные и хозяйственные (высшими судебными органами являются соответствующие высшие суды).
По моему мнению, гражданская и хозяйственная юрисдикции имеют общую правовую природу, но вопрос ликвидации хозяйственной юрисдикции является некорректным, так как речь должна идти об объединении и создании отдельной гражданской юрисдикции, где на базе областных хозяйственных судов необходимо создать окружные гражданские суды, к компетенции которых будут относиться сложные категории дел, что поможет использовать существующий профессиональный, кадровый и материально-технический потенциал и уравновесить нагрузку на судей. На уровне апелляционных инстанций целесообразно создать отдельную гражданскую апелляционную инстанцию путем объединения гражданских палат апелляционных судов общей юрисдикции с соответствующими апелляционными хозяйственными судами. По тому же принципу может быть создан Высший гражданский суд Украины.
Вместе с тем следует напомнить, что административная юрисдикция была создана по требованию и с учетом рекомендаций Совета Европы, и ее основной задачей является защита граждан и юридических лиц от произвола государственных органов.
Ни у кого из юристов нет сомнений в существовании уголовной и административной юрисдикций, но целесообразно ли их объединение вместе с гражданской (которая может включать и хозяйственную) юрисдикцией в рамках единого суда? Не приведет ли это объединение к тому, что в суде районного уровня, где работают, например, три-четыре судьи, не хватит специалистов по рассмотрению сложных категорий дел, а в дальнейшем не приведет ли такая ситуация к значительному снижению качества правосудия?
Отказ от существования специализированных судов может быть шагом назад в развитии Украины как независимого и демократического государства, поскольку вопрос доступности правосудия невозможно решить, объединив все юрисдикции в единый орган, который будет самостоятельно определять, к какой именно относится конкретное дело, ибо вышеупомянутое может крайне усложнить процесс осуществления правосудия вследствие непрофессионального подхода к составлению процессуальных документов.
Полномочия ВСУ
Во-вторых, на мой взгляд, полномочия Верховного Суда Украины должны быть расширены не только за счет обеспечения беспрепятственного доступа к высшему судебному органу заявлений от заинтересованных лиц по исключительным обстоятельствам, рассмотрение которых будет формировать судебную практику по разрешению конкретных категорий дел, предоставления права отмены постановлений пленумов специализированных судов во избежание их несоответствия друг другу и разногласия с судебной практикой ВСУ, но и за счет передачи ему полномочий по толкованию законов Украины или всей конституционной юрисдикции, поскольку осуществление указанной юрисдикции должно строиться на базовых принципах формирования судейского корпуса, а не быть заложником политических сил, которые влияют на назначение судей Конституционного Суда Украины по квотам Верховного Совета и Президента Украины.
Для решения вопроса об отнесении отдельных категорий дел к подведомственности судам определенной юрисдикции, кроме законодательного урегулирования, необходимо применить путь толкования всех без исключения процессуальных законов, что положит конец всем разногласиям по этому поводу.
В-третьих, для действительного очищения судебной власти от лиц, которые воспринимают должность как источник незаконного обогащения, помимо обеспечения эффективного применения существующих процедур привлечения судей к ответственности за совершенные нарушения закона и/или присяги, законодательного усиления этой ответственности, следует немедленно устранить экономические причины существования коррупции, а именно: отойти от практики двойных стандартов в вопросах финансирования материально-технического обеспечения судебной системы и судейского вознаграждения, размер которого должен формироваться на среднеевропейском уровне и которое позволит не только содержать семью (приобретение продовольственных и непродовольственных товаров), платить за коммунальные услуги и проценты за пользование кредитом на приобретение жилья или автомобиля, обучение ребенка, но и отложить на ежегодный отдых. Указанные факторы являются весомыми и реальными гарантиями судейской независимости от незаконного влияния и гарантиями предотвращения коррупции.
Кампания по дискредитации
И последнее — на протяжении более десяти лет, начиная с каденции Президента Украины Ющенко, посредством громких и не всегда обоснованных заявлений высокопоставленных должностных лиц законодательной и исполнительной власти велась последовательная кампания по дискредитации судебной власти, которая в связи со своей закрытостью, неинформированностью общества о многочисленных положительных законных решениях и наличием фактов коррупции и злоупотреблений, возможно, присущих в большей степени представителям законодательной и исполнительной власти, стала излюбленным объектом обвинений в попытке переключить внимание общества со всех существующих проблем только на проблемы судебной власти, без понимания того, что подрыв доверия к правосудию может поставить крест на существовании государства вообще… Поэтому в рамках судебной реформы кроме непосредственно реформирования также следует разработать и профинансировать правительственную программу по содействию установления в обществе всеобщего мнения, что судебное решение, вступившее в законную силу, неопровержимо и обязательно для исполнения, а судья является непререкаемым авторитетом, бездоказательное обвинение или распространение негативной информации о нем не только преследуется по закону, но и крайне негативно воспринимается обществом.
КРАВЕЦ Александр — судья Одесского апелляционного административного суда, г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…