Несмотря на то что 11-я, финальная сессия Верховного Совета Украины VI созыва самая короткая, и вместо пленарных недель у народных депутатов — пленарные дни (а таковых за последние три месяца было всего 7!), даже за это незначительное время они умудрились продемонстрировать чудеса законотворческой продуктивности. При этом совсем недавно нормотворческое наследие пополнилось еще одним документом, который по замыслу законодателей должен существенно упростить работу их преемникам, по крайней мере, на первоначальном этапе. Речь идет о Законе Украины «О внесении изменений в Регламент Верховного Совета Украины», который был принят парламентом 6 ноября с.г., а уже 19 ноября подписан Президентом Украины.
Следует отметить, что о необходимости поменять «правила поведения» в здании под куполом говорят уже давно, но только изменение законодательства о выборах, в частности, избирательной системы с пропорциональной на смешанную, вдохновило народных депутатов на активные действия. Так, в связи с принятием 17 ноября 2011 года Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» возникла необходимость внести изменения в разные процедуры, например, делегирования представителей от народных депутатов Украины, избранных по избирательным спискам политических партий и по одномандатным избирательным округам в состав подготовительной группы (на нее возложены функции по решению всех организационных моментов деятельности нового парламента), избрания Счетной комиссии, временного Президиума первой сессии парламента, формирования депутатских фракций и групп и т.д. По словам инициатора этих изменений, председателя Комитета по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховного Совета Украины Владимира Макеенко, откорректировать текст Регламента было необходимо, чтобы дать возможность новоизбранному составу парламента начать свою работу. «Мы сделали только первые шаги для того, чтобы временный Президиум запустил работу нового созыва Верховного Совета Украины. И я нисколько не сомневаюсь в том, что новый парламент полностью перепишет этот Регламент. Это нужно будет сделать, ведь даже после внесенных изменений его текст неидеален», — признается он.
Солидарны с мнением по поводу несовершенства отдельных законодательных нововведений и другие народные депутаты. Много полемики вызвало положение, регулирующее порядок делегирования парламентариев в состав подготовительной депутатской группы. В частности, вопрос относительно того, как будут формироваться квоты на вхождение в этот временно действующий орган, вызывал споры еще на стадии подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении. «На тот момент мы не знали, каким будет в конечном итоге количественный состав парламента (сколько человек признает избранными Центральная избирательная комиссия), поэтому не могли отталкиваться от конкретной цифры. Компромиссное решение по поводу представительства в подготовительной группе — соотношение «один к пятнадцати», и оно является абсолютно оправданным», — убежден г-н Макеенко. Следует отметить, что ранее предлагалось сократить минимальную представительскую квоту практически вдвое — до восьми человек. Правда, эффективность работы органа, состоящего из более чем 50 человек, вызвала у законодателей серьезные опасения, поэтому они остановились на формуле «один к пятнадцати».
Но наряду с законодательно оправданными предложениями появились и достаточно спорные с точки зрения интерпретации нормы. Так, новым Регламентом устанавливается, что минимальное количество нефракционных парламентариев, необходимых для формирования депутатской группы (имеет права депутатской фракции), должно быть не меньше, чем наименее численная депутатская фракция, сформированная в течение первой сессии парламента. При этом, если раньше фракции не могли формироваться менее чем из 15 народных депутатов, то теперь такое ограничение снимается. Следовательно, чисто теоретически в новом составе парламента может появиться очень много депутатских «формирований», или, наоборот, некоторые из законодателей будут лишены возможности объединиться. Например, если самая «маленькая» фракция будет насчитывать человек 40—50. К слову, последнее вполне возможно, даже беря во внимание новую, «постизбирательную» расстановку политических сил. «Открою тайну: у «коммунистов» будет не 32 депутатских мандата, а больше», — откровенно заявляет Владимир Макеенко, добавляя, что лично он в этом вопросе не видит особых сложностей. «В конечном итоге для принятия любого решения нужно 226 голосов народных депутатов, и каким образом объединяться — дело нового парламента», — убежден г-н Макеенко.
Однако такое мнение разделяют не все, некоторые парламентарии всерьез обеспокоены такими законодательными формулировками. Так, первый заместитель Председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правосудия Юрий Кармазин убежден, что вышеупомянутые изменения ставят депутатов-«мажоритарщиков» в неравные условия по отношению к тем, кто избирался по партийным спискам. Такие количественные ограничения для объединения «самовыдвиженцев» в депутатские группы, по убеждению парламентария, созданы для того, чтобы вести с ними переговоры на предмет вхождения в ту или иную фракцию. «Кроме этого, если депутат-«мажоритарщик» захочет оставаться одним, независимым представителем от своего округа, он не сможет даже высказать свое мнение. Например, в ходе пленарного заседания не сможет записаться для полноценного выступления, когда законопроект будет рассматриваться по сокращенной процедуре. Также для них усложняется возможность занять руководящие должности в составе комитетов, поскольку квоты будут делить между собой фракции», — прогнозирует Юрий Кармазин.
Если продолжать тему «неидеальных» законодательных норм, то, наверное, несовершенство обновленной версии Регламента — в деталях, а именно: изменениях, которые никак не связаны с новой избирательной системой, как было заявлено в пояснительной записке к законодательной инициативе. Правда, такими законодательными маневрами уже никого не удивишь. Так, много дискуссий у законодателей вызвала новая редакция части 5 статьи 75 Регламента, которая гласит: «Решение относительно кандидатур на должность Председателя Верховного Совета Украины принимается путем открытого поименного голосования». Таким же «прозрачным» способом можно и отозвать спикера с должности. Напомним, что ранее процедура избрания на ключевую должность в парламенте имела хоть какую-то степень защиты от популярного ныне принципа волеизъявления «за себя и всех недостающих коллег»: спикера избирали тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Но не так давно Конституционный Суд Украины признал такой алгоритм избрания неконституционным (решение от 11 июля 2012 года № 15-рп/2012). Правда, некоторые народные депутаты считают нынешние изменения простой «манипуляцией». «Думаю, что главной целью внесения изменений в Регламент является желание сделать председателя парламента абсолютно ручным и послушным. Простым нажатием кнопок назначать его утром и увольнять ближе к вечеру», — считает Юрий Кармазин. К таким же, «маневренным» нормам он причисляет предоставление народным депутатам возможности вернуться к повторному рассмотрению отклоненного (не внесенного в повестку дня сессии) законопроекта, а также отозвать свой голос, в том числе и в случае выражения недоверия Генеральному прокурору Украины. Правда, в правильности или неправильности прогнозов относительно возможных манипуляций нормами видоизмененного Регламента самому Юрию Кармазину, по видимому, убедиться не удастся. По крайней мере, воочию, поскольку входить в состав парламента VII каденции он не будет.
В отличие от г-на Кармазина, Владимир Макеенко сможет ощутить все плюсы и минусы обновленного Регламента на себе: он в шестой раз займет депутатское кресло в здании под куполом. Отметим, что г-н Макеенко относится к категории «парламентских старожилов», он был народным депутатом практически всех (кроме второго) созывов Верховного Совета Украины. И как автор нынешних изменений в Регламент убежден, что, например, «институт голосования бюллетенями» себя изжил. «Я уверен, что рано или поздно нам придется вернуться к еще одной норме — проводить голосование раз в неделю, — поскольку невозможно одновременно выполнить требования закона и голосовать только сам за себя, при этом работать на своем избирательном округе, решать задачи по линии работы Комитета, общаться с прессой и т.д. На моей памяти еще не было ни разу такого, чтобы парламент собрался в полном составе. Поэтому и возникла необходимость отказаться от процедуры голосования путем подачи бюллетеней», — резюмирует он.
Как бы там ни было, а увидеть новый законодательный механизм в действии можно будет уже в середине декабря с.г., когда парламентские «новобранцы» соберутся в здании под куполом. Но, не исключено, что первопроходцами по использованию некоторых новых регламентных правил станут нынешние народные депутаты, которые еще как минимум раз должны собраться в сессионном зале парламента.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…