Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Установить блокировку

Народные депутаты Украины предложили на законодательном уровне закрепить право избирательных блоков политических партий 
участвовать в парламентских выборах

В статье 81 Конституции Украины упоминается такой субъект избирательного процесса, как избирательный блок. В то же время действующий Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» не предусматривает возможности создания таких блоков для участия в избирательном процессе на парламентских выборах. Предоставить небольшим партиям возможность объединяться в избирательные блоки, для того чтобы обеспечить свое представительство в парламенте, — таковы намерения авторов законопроекта № 10218 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно участия избирательных блоков политических партий в выборах народных депутатов Украины» (законопроект).

Дать шанс

В Законе Украины «О выборах народных депутатов Украины» установлено, что субъектами избирательного процесса могут быть партии, выдвинувшие кандидата в депутаты. А избирательный блок — это объединение таких партий, обратил внимание Роман Тытыкало, управляющий АБ «Тытыкало и Партнеры», депутат Киевского областного совета: «На данный момент законодательством предусмотрены избирательные блоки, но не предусмотрена процедура создания избирательных блоков».

Тот факт, что блоки не могут выступать субъектами избирательного процесса, подтвердил Богдан Бондаренко, эксперт по избирательному праву, юрист Луганского отделения Комитета избирателей Украины: «Законом 2004 года о выборах народных депутатов предусматривалась такая возможность. С 2011 года такая возможность исчезла. В Конституции Украины употребляется термин «избирательный блок политической партии». Это обусловлено двумя причинами: действующая редакция Конституции Украины — это текст редакции 2004 года, подготовленной в целом для пропорциональной избирательной системы (например, вопросы формирования коалиции)».

Нынешний порядок формирования законодательной ветви власти снижает шансы на избрание в парламент новых политических партий, которые не могут преодолеть 5%-ный проходной барьер, аргументируют свою инициативу авторы законопроекта. Кроме того, небольшие политические партии не отличаются образцовой организационной структурой, поэтому объединение в блоки будет способствовать единению при разрешении вопросов избирательного процесса, считают авторы законопроекта. Следует отметить, что возможность участия избирательных блоков политических партий в парламентских выборах существует в таких странах, как Польша, Литва, Италия, Чехия, и в других демократических государствах.

Таким образом, основными целями и задачами законопроекта инициаторы документа назвали активизацию политической конкуренции на выборах народных депутатов Украины и создание возможностей для новых политических сил попасть в парламент.

И все же, как отмечают эксперты, возможность баллотироваться в избирательном блоке важна для партий, которые имеют историю и заключают исключительно ситуативный союз перед выборами, без потери своей субъектности. Поскольку в наших реалиях возможно создание (точнее, переименование старых) проходных партий за несколько месяцев до выборов и, по сути, отсутствуют «идеологические» партии в классическом понимании, объединение в блоки не сможет кардинально повлиять на продвижение «малых» партий, считает Богдан Бондаренко.

Процедура формирования

Законопроектом предлагается урегулировать порядок создания избирательного блока. Согласно законопроекту избирательный блок может быть создан двумя или более партиями на основании решения съезда (собрания, конференции) каждой из этих партий. Принять решение о создании избирательного блока можно в любое время до окончания срока выдвижения кандидатов в депутаты. В свою очередь, соглашение о создании избирательного блока должно определять, в частности, условия выдвижения и нормы представительства кандидатов в депутаты в избирательном списке от партий, которые входят в избирательный блок. О создании избирательного блока должна быть уведомлена Центральная избирательная комиссия (ЦИК) не позднее чем за пять дней до дня проведения межпартийного съезда для выдвижения кандидатов в депутаты. В случае выявления несоответствия соглашения о создании блока требованиям законодательства Центральная избирательная комиссия в двухдневный срок после получения сообщения о создании блока обращается к партиям с требованием устранить нарушения с предупреждением о том, что несоблюдение указанных требований законодательства может повлечь за собой отказ в регистрации выдвинутых блоком кандидатов в депутаты.

Выдвижение кандидатов, формирование и утверждение избирательного списка кандидатов в депутаты осуществляются блоком на межпартийном съезде (собрании, конференции) партий, входящих в блок. На этом же съезде определяется очередность кандидатов в списке. При этом в законопроекте уточняется, что лицо может быть включено в избирательный список только одной партии (одного блока).

Значимым предложением является обеспечение гласности и публичности проведения съезда. На съезде (собрании, конференции) по поручению председателя Центральной избирательной комиссии имеет право присутствовать член ЦИК. Более того, на съезд будут приглашаться журналисты. Так, в законопроекте прописано, что о времени и месте проведения съезда (собрания, конференции) с целью выдвижения кандидатов в депутаты средства массовой информации уведомляются не позднее чем за три дня до дня его проведения.

Финансовая стратегия

Важным позитивом объединения партий в блоки авторы законопроекта называют общее финансирование выборов, что позволит перераспределить механизмы финансирования и облегчить финансовую нагрузку на соответствующие политические силы. Следовательно, предлагается в Законе Украины «О выборах народных депутатов Украины» статью о формировании избирательного фонда и использовании его средств дополнить следующей нормой: собственные средства партии (блока), которые перечисляются на накопительный счет, не подлежат ограничениям по сумме и количеству перечислений.

На вопрос, не противоречат ли такие предложения законопроекта нормам о финансировании выборов, ответил Богдан Бондаренко: «В действующей редакции Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» существуют ограничения для избирательных фондов. В Законе Украины «О выборах Президента Украины», к примеру, таких ограничений нет. В целом вопрос установления ограничений для избирательных фондов либо их отсутствия — это вопрос модели. По моему мнению, такие ограничения не нужны именно потому, что политики прекрасно умеют обходить действующее законодательство о финансировании партий как в избирательный, так и в неизбирательный период».

«Поскольку избирательный фонд будет формироваться за счет вкладов всех партий, входящих в избирательный блок, данные партии будут совместно финансировать и продвигать своих кандидатов. Таким образом, законодатель хочет не только ввести процедуру создания избирательных блоков, но и повысить шансы на избрание в парламент представителей новых политических сил, которым сложно конкурировать с огромными политическими партиями в данный момент», — резюмировал Роман Тытыкало.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: