Довольно интересная ситуация наблюдается в сфере уплаты некоторых налогов нерезидентами, а точнее сказать, их неуплаты, возможность которой обусловлена рядом пробелов в украинском законодательстве.
Контроль нерезидента
Речь идет о налоге на доход, полученный нерезидентом от продажи корпоративных прав, ценных бумаг, акций украинских эмитентов, которые пункт 14.1.54 Налогового кодекса (НК) Украины относит к «доходам с источником их происхождения на Украине». В случае получения такого дохода нерезидент, согласно пунктам 141.4.1. и 141.4.2. НК Украины, должен перечислить в украинский бюджет 15 % полученного дохода, но есть серьезные основания считать, что большинство нерезидентов (особенно юридических лиц) не выполняют указанные требования, что обусловлено следующим.
Анализ действующего законодательства Украины позволяет сделать вывод, что налоговая сторона сделок по продаже корпоративных прав и ценных бумаг с участием нерезидентов сегодня контролируется только в следующих случаях:
— когда покупателем выступает физическое лицо — нерезидент и расчеты проводятся через украинские банки: в таком случае, согласно пункту 170.10.2 НК Украины и Порядку налогообложения доходов с источником их происхождения на Украине, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года № 1226, банк-резидент считается налоговым агентом такого физического лица — нерезидента и обязан начислять, удерживать и оплачивать (перечислять) в соответствующий бюджет от имени и за счет плательщика налог на доходы во время осуществления любых расходных операций с его счета;
— когда покупателем выступает резидент или постоянное представительство нерезидента: в этом случае в соответствии с пунктом 141.4.2. НК Украины такой резидент или постоянное представительство нерезидента обязаны удерживать налог из таких доходов и оплачивать его в бюджет во время выплаты.
Если же расчеты проводятся между двумя нерезидентами через иностранные банки, оплата соответствующего налога никем не контролируется. Можно было бы возразить, что обязанность по уплате налога остается и рано или поздно его можно будет взыскать с такого нерезидента. Действительно, неисполнение налогового обязательства его не отменяет, но практическое взыскание такого налога с нерезидента возможно только при условии наличия соответствующих договоров с государством, в котором находится (зарегистрирован) нерезидент, и связано со значительными расходами украинской стороны на осуществление такого «международного» взыскания.
Можно было бы также возразить, что расчеты через иностранные банки за объекты инвестирования на Украине не допускаются. Действительно, согласно пункту 2.2 постановления Национального банка Украины (НБУ) «Об урегулировании вопросов иностранного инвестирования на Украину» от 10 августа 2005 года № 280 (постановление № 280), расчеты по объектам инвестирования осуществляются исключительно через счета, открытые в уполномоченных (украинских) банках. Кроме того, в соответствии с письмом НБУ от 21 мая 2012 года № 29-213/5074-5078 утратило силу письмо НБУ «Об осуществлении иностранных инвестиций на Украине» от 28 сентября 2005 года № 13-124/4562-9670, которое разъясняло, что требование пункта 2.2 постановления № 280 не касается случаев проведения расчетов между нерезидентами через счета в иностранных банках.
Расчет возможен
Вместе с тем в украинском законодательстве осталось косвенное указание на то, что проведение расчетов между нерезидентами через счета в иностранных банках за объекты инвестирования на Украине допускается. Такой вывод следует из содержания подпункта «а» пункта 1 главы 3 Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденного постановлением НБУ от 10 августа 2005 года № 281. Указанный пункт содержит перечень документов, которые нерезидент в случае продажи объекта инвестирования на Украине должен предоставить банку вместе с заявлением на покупку иностранной валюты. Среди таких документов, в частности, указана «копия договора о передаче объекта иностранной инвестиции между нерезидентами, который предусматривает проведение расчетов за границей, с документами, подтверждающими его исполнение». Таким образом, рассчитавшись за границей, покупатель-нерезидент в будущем сможет возвратить свою инвестицию, соответственно, такие расчеты нельзя считать запрещенными.
Более того, даже в случае проведения расчетов между нерезидентами — юридическими лицами через украинские банки оплата налогов сегодня не контролируется. Так, до марта 2011 года в подпункте «а» пункта 2 главы 3 Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой содержался абзац, который обязывал нерезидента при возвращении инвестиции предоставлять справку налогового органа об уплате нерезидентом налога на доходы с источником их происхождения на Украине, но был из него ненавязчиво исключен (можно догадываться, с какой целью).
В завершение отметим: даже если представить фантастическую ситуацию, что законопослушный нерезидент захотел самостоятельно оплатить налог на доход с источником происхождения на Украине, ему это будет непросто осуществить. Ведь для оплаты налога необходимо, чтобы плательщик был поставлен на учет в налоговых органах, но Порядком учета плательщиков налогов и сборов, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 9 декабря 2011 года № 1588, такой случай постановки плательщика налога на учет не предусмотрен. Указанный порядок предусматривает только постановку на учет постоянных представительств нерезидента, а также некоторых сделок: о распределении продукции, управлении имуществом и совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица. Как поставить на учет нерезидента для разовой оплаты налога, «налоговая база знаний» ответить не смогла. Конечно, при большом желании оплату налога можно осуществить с помощью украинского представителя — физического лица, но в то же время один этот факт уже свидетельствует об отсутствии практики уплаты нерезидентами налогов от продажи украинских корпоративных прав и ценных бумаг.
Следует также напомнить, что на период до 4 июня 2015 года операции по возврату инвестиций нерезидентам в соответствии с пунктом 17 постановления НБУ «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» от 3 марта 2015 года № 160 запрещены. Это означает, что даже если нерезиденты в течение этого периода (а если он будет продлен — и в новые периоды) захотят продать принадлежащие им на Украине корпоративные права или ценные бумаги, они будут осуществлять такие операции точно не через украинские банки. А значит, и налоги с таких операций будут и дальше уплывать мимо украинского бюджета.
Изменения необходимы
Ни в коем случае не представляется целесообразным сейчас вынуждать нерезидентов проводить расчеты между собой исключительно через украинские банки, как того требует постановление № 280, тем более устанавливать ответственность за проведение расчетов в иностранных банках, поскольку эффективно проконтролировать выполнение таких требований невозможно. Однако установить законодательные барьеры, при которых нерезиденты будут вынуждены оплачивать налоги на доходы, полученные за счет продажи корпоративных прав и ценных бумаг украинских эмитентов, необходимо, и такая задача может быть реализована за счет следующих изменений в действующем законодательстве Украины:
— на уровне Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» — дополнить перечень документов, которые необходимо подавать регистратору для смены учредителя ООО-нерезидента, справкой налогового органа, которая подтверждает оплату продавцом-нерезидентом налога на доходы с источником происхождения на Украине;
— на уровне Положения о депозитарной деятельности — обязать продавца ценных бумаг — нерезидента вместе с документами, которые подаются депозитарию (хранителю) с распоряжением на списание акций предоставлять справку налогового органа, подтверждающую оплату продавцом-нерезидентом налога на доходы с источником происхождения на Украине;
— определить порядок постановки на учет плательщиков налогов — нерезидентов с целью взыскания налогов на доходы с источником происхождения на Украине в случаях проведения разовых операций, подлежащих налогообложению на территории Украины.
С помощью таких изменений можно освободить нерезидентов от обязанности «прогонять» денежные средства через украинские банки, но при этом за счет установления контроля на уровне фиксации перехода прав на корпоративные права и ценные бумаги обеспечить поступление налога в украинский бюджет.
ТАРАБА Наталия — к.ю.н., руководитель хозяйственно-правового департамента АО «МАСТЕРС», г. Киев
Посредник или представительство
Василий МИЩЕНКО, юрист ЮФ Aequo
Действующее украинское налоговое законодательство предусматривает механизм удержания налога на доходы нерезидентов (в том числе по операциям продажи корпоративных прав и ценных бумаг украинских компаний) только для случаев, когда одной из сторон операции выступает резидент Украины или постоянное представительство нерезидента. Проблема удержания/уплаты налога возникает в случае, когда продавец и покупатель являются иностранными юридическими лицами без постоянного представительства на Украине.
Одним из решений невозможности удержания/уплаты налога на репатриацию может стать введение положений, обязывающих проводить подобные операции с привлечением посредника — резидента Украины, выступающего налоговым агентом нерезидента. В качестве альтернативы можно предусмотреть для нерезидента обязанность постановки на налоговый учет на Украине и осуществления уплаты и декларирования налога через институт налогового представительства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…