Подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС естественным образом ставит вопрос о том, сможет ли наша страна воспользоваться в полной мере предоставленными возможностями. Речь прежде всего идет о торговле. На интересующие нас вопросы ответил Руслан Филин, заместитель директора государственного предприятия «Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков». Сегодня предприятие является единственной компанией на Украине, которая предоставляет полный спектр информационных, аналитических, исследовательских и экспертных услуг импортерам и экспортерам. В интервью «ЮП» г-н Филин рассказал о тенденциях во внешнеэкономической деятельности, о трудностях, сопровождающих проведение экспертизы ценовых условий контрактов, а также о том, как на рынок экспертизы повлияет «антиофшорный» закон.
— В связи с новыми вызовами безопасности нашей страны становится предельно ясно, что успешность на международной арене зависит от уровня экономического развития государства. Руслан Николаевич, как вы охарактеризуете основные тенденции в сфере внешней торговли?
— Не перегружая вас цифрами, скажу, что пять лет назад объем внешней торговли Украины продукцией товарных рынков составлял 85 млрд. долларов, а в 2012 году он достиг 153 млрд. Существенный рост показателей в 2010 и 2011 годах связан с восстановлением международной экономики после финансового кризиса. В 2012 году не наблюдалось существенного повышения оборотов торговли ни в секторе товарных рынков, ни в секторе услуг. Динамика реального ВВП страны за последние четыре года, а также другие факторы, которые вам хорошо известны, предоставляют возможность делать только очень осторожные прогнозы о структуре внешней торговли Украины на следующие три-пять лет.
— Какова роль вашего предприятия во внешнеэкономической деятельности?
— Наша основная миссия — информационно-аналитическая и экспертная поддержка украинских экспортеров и субъектов хозяйствования.
Говоря о конкретных функциях, отмечу, что, согласно требованиям Таможенного кодекса, если заявленная декларантом таможенная стоимость товара в результате расчетов ниже величины расходов, рассчитанной должностным лицом Государственной фискальной службы Украины, то такое лицо имеет право запросить дополнительные документы. Среди этих документов — экспертные заключения о качественных и стоимостных характеристиках товара, которые могут составить в том числе и специалисты нашего предприятия. Другими словами, мы занимаемся установлением соответствия контрактных цен внешнеэкономического договора (контракта) конъюнктуре определенного рынка товаров, сложившейся на дату его заключения.
— Насколько часто бизнес обращается к вам за услугами?
— Думаю, наше стабильное финансовое положение лучшим образом свидетельствует о конкурентоспособности на рынке информационных услуг. Основные статьи наших доходов — это, разумеется, ценовые товарные экспертизы и экспертизы стоимости оказанных услуг, а также издание печатных СМИ (бюллетеней «Обзор цен украинского и мирового товарных рынков», «Товарный монитор. Украина» и каталога «Импортеры и экспортеры Украины»). У нас часто заказывают и проведение маркетинговых исследований (отраслевой консалтинг, а также маркетинговые исследования по широкому спектру рынков).
Находясь в сфере управления Министерства экономического развития и торговли, мы действуем как полностью независимый хозяйственный субъект. В буквальном смысле не берем ни копейки бюджетных денег. Это, пожалуй, и помогает нам сохранять определенную самостоятельность в деятельности, что очень ценится на рынке информационных услуг. Штат предприятия включает около ста сотрудников (около половины из них эксперты-аналитики), и каждого мы можем обеспечить заработной платой на достойном даже для Киева уровне. С моей точки зрения, мы показываем неплохой пример того, как предприятие с государственной формой собственности может работать в рыночных условиях и довольно успешно конкурировать.
— Является ли ваше предприятие монополистом?
— Нет, мы не единственная такого рода специализированная экспертная организация. Я не хочу сейчас рекламировать наших конкурентов, но рынке информационно-аналитических, консалтинговых и оценочных услуг одновременно работают несколько тысяч организаций различной формы собственности. Но могу с уверенностью сказать, что наши эксперты и аналитики являются одними из лучших на Украине. В отличие, к примеру, от ТПП Украины, у нас есть информационные издания о рыночных ценах в интересах трансфертного ценообразования.
Мы пользуемся заслуженным авторитетом у таможенных органов. Так, в своих внутренних нормативных документах таможня называет наше предприятие организацией, чьи выводы о стоимостных характеристиках товара могут учитываться при формировании таможенной стоимости.
К нам также постоянно обращаются (по несколько десятков раз в день) за предоставлением ценовой информации по товарам услугам практически все государственные фискальные, контролирующие и правоохранительные органы.
— Как вы оцениваете перспективы рынка экспертизы внешнеэкономических соглашений?
— В 2013 году по объективным причинам объем экспорта и импорта стал снижаться, тенденция продолжилась и в 2014 году. Соответственно, уменьшилось и количество обращений к нам со стороны бизнеса за оказанием услуг. Но к нашей чести следует отметить, что все-таки эти тенденции не были прямо пропорциональными, что лишний раз свидетельствует о нашей конкурентоспособности. Что касается прогноза, то я повторю: в современных условиях их нужно делать очень осторожно. Но уверен, что рынок ценовых экспертиз будет полностью копировать основные тенденции всех товарных рынков и рынка услуг.
— Какие методы вам приходится применять в ходе осуществления экспертизы и какие трудности возникают на практике?
— Применяемые нами методы являются хрестоматийными, но основным, безусловно, остается сравнительный метод. Он базируется на информации, которую мы получаем в виде биржевых котировок, контрактной практики поставок товаров, прейскурантов и отпускных цен украинских и зарубежных товаропроизводителей, каталогов на продукцию известных фирм, сравнительных индексов цен, различных отчетов и справок и т.д.
Часто нам приходится связываться с несколькими покупателями и продавцами, которые могут предоставить полную картину. Определенные трудности возникают с определением цены на товары, бывшие в употреблении. К сожалению, наши предприятия не всегда настолько хорошо финансово обеспечены, чтобы закупать новинки. При использовании б/у техники нужно учитывать целый ряд моментов, в том числе амортизацию, искать сделки с аналогичным оборудованием на Украине. Цены на такие товары мы, как правило, не можем получать из присутствующих ныне информационных источников, таких как, к примеру, информационные ресурсы агентств «Томпсон Рейтер» и «Блумберг», используемых нами при издании бюллетеней.
Хочу еще раз обратить внимание обращающихся к нам: следует более ответственно подходить к подаче документов. Иногда материалов недостаточно, чтобы дать объективную оценку, и заключение выносится на основании имеющейся информации. Безусловно, мы со своей стороны заинтересованы в том, чтобы выдать как можно больше заключений, но вместе с тем мы искренне не хотим, чтобы у украинского бизнеса возникали из-за нас различного рода проблемы. Очень часто приходится запрашивать дополнительную информацию, что, к сожалению, увеличивает сроки проведения экспертиз. Но это связано с тем, что заявители забывают приобщить к поданным документам спецификации, калькуляции, акты выполненных работ и другие необходимые материалы.
Но самое главное, что не следует забывать бизнесу, — при определении таможенной стоимости экспертные заключения носят лишь информационный характер. Окончательное решение в соответствии с Таможенным кодексом Украины принимается должностным лицом таможенного органа. Экспертные заключения не имеют императивного характера, а могут приниматься таможенными органами только во внимание и служить дополнительным источником информации для принятия решения относительно правильности определения таможенной стоимости. Следует, правда, отметить, что благодаря нашим заключениям представителям бизнеса неоднократно удавалось в судебном порядке решить спорный вопрос в свою пользу.
— Как изменится ваша деятельность с созданием Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС?
— В частности, предвидим, что нам предстоит конкурировать с европейскими учреждениями, оказывающими подобные услуги. Однако в отношении отечественного и даже постсоветского рынков мы обладаем определенными конкурентными преимуществами. Лишнее подтверждение тому — нас постоянно в качестве докладчиков приглашают на различные международные конференции с тем, чтобы узнать ситуацию на рынках всего СНГ.
— Как известно, совсем скоро — 1 октября с.г. — завершится срок подачи отчетности по трансфертному ценообразованию. Есть надежда, что в конце концов этот институт, общепринятый во всем мире, начнет работать на Украине. Среди препятствий его внедрения бизнес называет недостаточное количество информации в официальных источниках, особенно той, которая касается услуг. Стоит ли ожидать изменений в этом вопросе?
— Если говорить о товарах, то именно в наших изданиях публикуются цены по наибольшему числу товарных категорий. Поэтому «Обзор цен украинского и мирового товарных рынков» и «Товарный монитор. Украина», согласно распоряжениям Кабинета Министров Украины от 23 октября 2013 года № 865-р и № 866-р, были определены официальными источниками информации о рыночных ценах для целей трансфертного ценообразования.
Что же касается рынка услуг, то с уверенностью можем заявить: мы обладаем наибольшими массивами информации на украинском рынке. Но вместе с тем считаем, что услуги — это вещь сугубо индивидуальная, тонкая и иногда даже личная (потому что часто оказываются «материнскими компаниями» своим «дочкам»), а оценка их стоимости зависит от огромного количества факторов и определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
Добавлю, что введение в действие закона о трансфертном ценообразовании добавит еще ряд случаев, когда будет необходимо официальное подтверждение соответствия условий соглашения рыночной ситуации. Это может повысить объемы рынка экспертиз еще на 10–15 %.
(Беседовал Виталий ДУДИН,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…