Урожайный код — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (991) » Урожайный код

Урожайный код

Требования ЕС в сфере производства аграрной продукции становятся все более отчетливыми. Кабинет Министров Украины внес проект Закона «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органической продукции» (№ 5448).

 

Общие положения

Согласно статье 1 законопроекта, введение органической продукции в оборот — это производство или ввоз на таможенную территорию Украины органической продукции для дальнейшей реализации. Органическая продукция — это продукты животного и растительного происхождения, сельскохозяйственная продукция, продукты питания (в том числе необработанные) и корма, полученные в результате органического производства.

Вместо термина «традиционная продукция» используется термин «неорганическая продукция». Следовательно, неорганическое производство — это производство, которое не соответствует требованиям законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции. К операторам рынка органической продукции относится любое юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель, занимающееся органическим производством и/или оборотом органической продукции и включенное в Реестр операторов.

Также допускается такая деятельность, как параллельное производство — одновременное органическое и неорганическое производство одного и того же продукта одним и тем же производителем органической продукции. Требования к параллельному производству содержатся в статье 24. В частности, оно допускается в случае производства многолетних культур, срок культивирования которых составляет более трех лет, а также при производстве семян, вегетативного посадочного материала и рассады при соблюдении ряда условий.

 

Сертификация

Органом сертификации сможет выступать предприятие, уполномоченное государством и внесенное в соответствующий реестр, или даже подразделение такого предприятия. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины (Минагрополитики) вправе обращаться в орган, который аккредитовал орган сертификации, с письменным мотивированным ходатайством о лишении органа сертификации аттестата об аккредитации. Обращаться в Минагрополитики с письменным мотивированным ходатайством о рассмотрении вопроса об исключении органа сертификации из Реестра органов сертификации может Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпотребслужба).

Органическое производство и/или оборот органической продукции подлежит обязательной ежегодной сертификации с обязательным выездным инспектированием.

Выдача сертификатов осуществляется бесплатно. Однако оплата услуг по проведению сертификации органами сертификации осуществляется на договорной основе.

Основанием для приостановления действия сертификата (часть 5 статьи 25 законопроекта) служит, в частности, обращение Госпотребслужбы с информацией о систематическом (два и более раза в течение года) или однократном грубом нарушении требований законодательства в данной сфере. Некоторые основания, возможно, требуют уточнения: например, «осуществление деятельности, которая дискредитирует орган сертификации».

Дополнительные требования (в частности, к материально-технической базе и системе управления качеством) устанавливает министерство. Органы сертификации не только ежегодно сообщают Минагрополитики обо всех выданных сертификатах, но и отчитываются о принятых ими решениях (выдача или приостановление действия сертификата) в течение пяти дней. По решению Минагрополитики орган сертификации исключается из соответствующего реестра. При этом выданные им сертификаты являются действительными до истечения срока, указанного в сертификате (часть 7 статьи 26).

Как предусмотрено в статье 27, инспектор по органическому производству обязательно находится в трудовых отношениях на постоянной основе с органом сертификации. Он может иметь любое высшее образование (уровня «бакалавр») и должен иметь опыт работы в аграрной сфере и/или в сфере пищевой или перерабатывающей промышленности не менее пяти лет.

Вводится процедура административного обжалования: апелляция на решение органов сертификации подается в этот же орган, а затем — в Госпотребслужбу. О перспективе судебного обжалования в документе прямо не говорится.

 

Новые обязанности

Направлениями государственной политики в этой сфере, в частности, являются: обеспечение экологической безопасности при органическом производстве, гуманное отношение к животным, социальная реклама продукции органического происхождения (статья 6).

Операторы, получившие сертификат, вправе поручать на условиях подряда отдельные работы третьим лицам, если их производственные мощности проинспектированы органом сертификации.

Операторы обязаны изъять и/или отозвать продукцию, которая не соответствует требованиям законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции, если она маркирована государственным логотипом для органической продукции. Кроме того, операторы должны предоставлять органам сертификации беспрепятственный доступ к своим производственным мощностям.

В статье 14 законопроекта установлены общие требования к органическому производству, а именно:

1) разделение во времени или пространстве производства и хранения органической продукции от производства и хранения неорганической продукции и продукции переходного периода;

2) использование при производстве животных и растений, которые соответствуют требованиям законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции;

3) использование преимущественно возобновляемых ресурсов и собственных ресурсов, в том числе продуктов переработки отходов и побочной продукции растительного и животного происхождения, при условии, что они соответствуют требованиям к органическому производству;

4) вода, используемая в качестве ингредиента органической продукции, должна соответствовать требованиям, установленным законодательством к воде питьевой и др.

 

Этика и этикетка

Документ прописывает даже такие детали, как требования к перевозке (статья 30): «Перевозка органической продукции должна осуществляться только в опломбированной упаковке, контейнере или транспортных средствах, закрытых таким образом, чтобы исключить ее открытие без повреждения пломбы».

Согласно законопроекту, реализация органической продукции разрешается любым субъектам хозяйствования только при наличии соответствующего сертификата (статья 31). Продукт можно маркировать как органический, если он содержит не менее 95 % органических ингредиентов (статья 32). Маркировка органической продукции осуществляется по письменному согласованию органа сертификации, регистрационный код которого указывается на маркировке.

Введение в оборот продукции с неправомерным использованием каких-либо однокоренных производных от этих слов с приставками био- и эко- на любых языках влечет за собой наложение административного штрафа.

Чиновники Госпотребслужбы вправе выдавать предписание об изъятии продукции, не соответствующей требованиям законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции (статья 35).

Как видим, правительство пытается найти баланс между регуляцией и свободой предпринимательства. Безусловно, производство органической продукции не будет легким процессом, но этим требованиям должны соответствовать все компании, ориентированные на рынок ЕС.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Приводить в продвижение

Акцент

Все признается в сравнении

В фокусе: Энергетика

Сектор газа

Государство и юристы

Один за всех

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о новом порядке приобретения имущества ребенком

Государство и юристы

Урожайный код

Отступники из ВАСУ

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается изменить правила квалифоценивания судей

Порядок реорганизации банков могут упростить

Государство и юристы

Бесконтрольный выстрел

Новости юридических фирм

Частная практика

Команда Pavlenko Legal Group одержала победу в Верховном Суде Украины

ЮФ AVELLUM консультирует ЕБРР по вопросу предоставления группе «ХАСК» обеспеченной кредитной линии

Asters выступает консультантом «Укрзализныци» относительно реструктуризации облигаций

Sayenko Kharenko сопровождала получение разрешения АМКУ на продажу MillerCoors

Отрасли практики

Сегодня на аренде

Обновить на стройке

Запретная зона

Продвижение

Премьер-лига

35-й кадр

Репортаж

Агрокворум

Самое важное

На толкование «неправосудного»

Неверный вектор

Сменить порядок

РаВнообразие

Тема номера

Честным образом

Двигать делом

Признак равенства

Место спора

Органное исполнение

Пошли на уступки

Вычислить объем

Частная практика

Уверенность в ССВЕ

Інші новини

PRAVO.UA