Упрощение регистрации прекращения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (695) » Упрощение регистрации прекращения

Упрощение регистрации прекращения

Рубрика Тема номера

1 июля 2010 года Верховным Сове­том Украины был принят Закон Украи­ны «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» относительно упрощения механизма государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования» № 2390-VI (Закон № 2390), который вступил в силу 10 февраля 2011 года. Законом № 2390 были внесены изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 года («Закон о государственной регистрации») в части введения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации и прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

Следует отметить, что длительное время процедура государственной регистрации создания юридических лиц частного права и регистрация физических лиц — предпринимателей была несколько проще, чем процедура государственной регистрации прекращения их существования. Кроме того, законодательство Украины содержало определенные пробелы в вопросе государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования.

Например, не был предусмотрен алгоритм действий государственного регистратора в случае, когда субъекты хозяйствования, в отношении которых было принято судебное решение о ликвидации по основаниям, не связанным с банкротством, не подавали ему в установленный срок соответствующих ликвидационных документов. Также законодательство не содержало норм относительно порядка действий государственного регистратора в случаях, когда ликвидационные документы не поступали от субъектов хозяйствования, которые приняли собственное решение о ликвидации, перестали представлять финансовую отчетность в соответствующие налоговые органы, но ликвидационную деятельность не осуществляют.

В связи с этим на Украине длительное время существовало большое количество субъектов хозяйствования, де-факто прекративших свою деятельность, но де-юре состоявших на учете в соответствующих государственных органах как действующие субъекты хозяйствования. Именно на ликвидацию указанных субъектов хозяйствования направлен Закон № 2390.

Отныне упрощенная процедура государственной регистрации прекращения юридического лица путем ликвидации в соответствии с частью 1 статьи 381 Закона о государственной регистрации будет проводиться государственным регистратором на основании судебных решений двух типов:

1) об отмене (признании недействительной) государственной регистрации юридического лица, в случаях, предусмотренных Законом, если такое решение принято судом до 1 июля 2004 года (кроме судебного решения о признании юридического лица банкротом);

2) о прекращении юридического лица, не связанном с банкротством, если такое решение принято судом после 1 июля 2004 года, и в случае, если председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор юридического лица в течение 3 лет с даты опубликования в специализированном печатном средстве массовой информации объявления о вынесении судебного решения относительно прекращения юридического лица, не связанного с банкротством, не предоставил государственному регистратору документы, перечень которых предусмотрен действующим законодательством.

При наличии указанных выше оснований государственный регистратор начинает процедуру упрощенной государственной регистрации прекращения юридического лица. С этой целью он вносит в Единый государственный реестр запись о том, что им начат процесс проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации. Одновременно он направляет заказным письмом в органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, ГКЦБФР, фондов социального страхования и председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица уведомление о том, что с соответствующей даты начинается указанный процесс (часть 2 статьи 381 Закона о государственной регистрации).

Указанные выше органы в месячный срок с даты поступления уведомления от государственного регистратора должны прислать ему соответствующие справки об отсутствии или о списании задолженности по уплате налогов, сборов (обязательных платежей) юридического лица или сообщение о наличии налогового долга и невозможности проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица, справку об отсутствии неотмененных выпусков ценных бумаг или сообщение о наличии таких выпусков ценных бумаг юридического лица и невозможности проведения вышеупомянутой процедуры (часть 3 статьи 381 Закона о государственной регистрации).

Следовательно, при упрощенной процедуре государственной регистрации прекращения юридического лица функции ликвидационной комиссии фактически выполняются государственным регистратором. Однако неурегулированным остается вопрос дальнейших действий регистратора в случае получения уведомления о наличии налогового долга или неотмененных выпусков ценных бумаг юридического лица и невозможности проведения вышеупомянутой процедуры.

После поступления указанных выше справок от органов государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, ГКЦБФР, фондов социального страхования государственный регистратор заполняет соответствующую регистрационную карточку и вносит в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица по упрощенной процедуре путем ликвидации и о прекращении действия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица с даты внесения этой записи в Единый государственный реестр (часть 4 статьи 381 Закона о государственной регистрации).

Государственный регистратор вносит запись о приостановлении процесса проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с началом процесса прекращения юридического лица путем его ликвидации на основании:

— поступления от председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) юридического лица, от органов государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования сообщений о принятых мерах по прекращению юридического лица или в случае поступления уведомления соответствующего органа ГКЦБФР о том, что им начата процедура приостановления обращения или отмены регистрации выпуска ценных бумаг юридического лица;

— поступления от заинтересованных органов, кредиторов юридического лица уведомлений о возражении ими против осуществления упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения такого юридического лица путем его ликвидации.

В случае поступления государственному регистратору уведомлений от указанных выше лиц о снятии возражений относительно проведения данной процедуры или в случае непрекращения юридического лица путем ликвидации в течение 1 года с даты внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении процесса проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица государственный регистратор повторно начинает упрощенную процедуру государственной регистрации прекращения юридического лица в порядке, определенном частью 5 статьи 381 Закона о государственной регистрации.

Таким образом, заинтересованные лица могут сколько угодно блокировать прекращение юридического лица, отправляя государственному регистратору указанные выше сообщения и уведомления, являющиеся основанием для приостановления проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица сроком на 1 год. Следовательно, этот процесс может длиться бесконечно.

Похожим выглядит и порядок проведения государственным регистратором упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, определенный в статье 491 Закона о государственной регистрации.

Несмотря на некоторые недостатки Закона о государственной регистрации с изменениями, внесенными Законом № 2390, введение упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования имеет положительное значение.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что согласно пунктам 3, 4 Заключительных и переходных положений Закона № 2390 все юридические лица и физические лица — предприниматели, созданные и зарегистрированные до 1 июля 2004 года, обязаны до 10 февраля 2012 года подать государственному регистратору регистрационную карточку для включения сведений о них в Единый государственный реестр и для замены свидетельств об их государственной регистрации на свидетельства о государственной регистрации единого образца или для получения таких свидетельств. Свидетельства о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, оформленные с использованием бланков старого образца и выданные до 1 июля 2004 года, после 10 февраля 2012 года считаются недействительными.

ГАЙДАЙ Наталия — юрист ЮФ «Антика», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Мировое соглашение

Акцент

Поучительное обеспечение

Государство и юристы

Метаморфозы юстиции

Государство и юристы

Новости законотворчества

О внутренней безопасности МВД

Концепция выборов

Государство и юристы

Кадры для МВД

Государство и юристы

Новости законотворчества

Дальнейшее расширение процессуальных прав обвиняемого

Документы и аналитика

Госрегистрация юридического лица

Книжная полка

Инкотермс-2010 уже на украинском

Неделя права

Судьи отчитаются за сроки

30 % ИТО на автоматизацию

Неделя права

Новости из-за рубежа

Абонента освободили от уплаты «хакерского» долга

Вынесен приговор хорватским генералам

Адвокаты смогут проносить оргтехнику в СИЗО

Неделя права

GEA Group Aktiengesellschaft v. Украина

Первый этап прошли

Повышение квалификации

Новости из зала суда

Судебная практика

ВССУ отказал в удовлетворении кассационной жалобы Олега Бачуна

Дело о наложении штрафа на ООО «ЛУК-Авиа Ойл» снова рассмотрит ВХСУ

«Дело Корнийчука» на стадии допроса свидетелей

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Астерс» усиливает практику конкурентного права

Елена Волянская — старший юрист LCF LAW GROUP

Почетный консул Панамы стал Почетным гражданином Волыни

Работа для юриста

Юридическое трудоустройство

Нерадостная стабильность

От теории к практике

Профтренировка

Правоведение «с уклоном»

Рабочий график

На пути к «верховному» совершенству

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

О нюансах возмещения убытков

Деятельность ВККС

О нюансах финансового контроля

Самое важное

Руководство ААУ обновили

Отложенные рекомендации

Судебная практика

Судебные решения

О прекращении хозяйственных правоотношений по ипотечному договору в связи с изменением условий кредитного договора

Судебная практика

Частно-корпоративные правоотношения

Тема номера

Выход из ООО – сделка

Упрощение регистрации прекращения

Частная практика

Кадровая устойчивость

На новом месте

Інші новини

PRAVO.UA