Уполномочены на защиту конституции — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (481) » Уполномочены на защиту конституции

Уполномочены на защиту конституции

Институт конституционного правосудия существует в большинстве современных государств. Это связано, в частности, с тем, что стала общепризнанной концепция правового государства, согласно которой одной из определяющих его черт является верховенство права и его главного источника — Конституции. Мировой опыт подтверждает, что наиболее эффективной правовой гарантией верховенства Конституции является судебный конституционный контроль.

Конституционный контроль относит­ся к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных распоряжений, которые являются главным атрибутом любого демократического государства. Основными заданиями конституционного контроля является выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным нормам, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Фактически конституционный контроль возник, когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

Судебный конституционный контроль осуществляется в зависимости от принятой в стране модели: либо специализированными органами конституционной юрисдикции (конституционными судами), либо судами общей юрисдикции. На современном этапе существуют две основные системы конституцион­ного контроля, условно определенные как «американская» и «европейская» модели.

Специфика «американской» модели заключается в том, что осуществление конституционного контроля доверено судам общей юрисдикции. Конституционное правосудие не выделяется из общего судопроизводства, поскольку все дела, независимо от их правовой природы, разрешаются этими судами. В свою очередь, конституционные вопросы могут касаться любых конкретных спорных дел и не нуждаются в специальном подходе, то есть не существует особой категории конституционных дел, как не существует и особых категорий дел административного или общего правосудия, поскольку в их разграничении нет смысла.

«Европейская» (Кельзеновская) модель предусматривает исключение полномочий решения вопросов о конституционности законов и подзаконных актов из сферы компетенции общих судов и организацию в пределах государства единого специализированного органа конституционного контроля (конституционной юрисдикции).

По мнению Хельмута Штайнбергера, основное преимущество специализированного конституционного контроля заключается в рационализации процедуры исследования обстоятельств дела и принятия решения. Конституционный суд ограничивается рассмотрением лишь конституционно-правовых вопросов, и это исключает для него необходимость одновременно решать другие чрезвычайно сложные вопросы, касающиеся других отраслей права. Он может рассматривать дела относительно конституционности и в порядке абстрактного контроля. Кроме того, специализированный орган конституционной юрисдикции может намного быстрее выступить с толкованием конституции, чем суд общей юрисдикции, который делает это в контексте конкретного дела. В ходе специализированного конституционно-правового процесса намного проще предоставлять судебному решению общеобязательный характер. Особенно это важно, по мнению немецкого ученого, когда система конституционной юстиции внедряется впервые в ходе конституционной реформы.

Правовой статус

Сегодня институт конституционного правосудия известен всем государствам Центральной и Восточной Европы, и в конституциях и законодательстве каждого из них нашлось место для его отображения.

Конституционное правосудие — это «синтез конституционного контроля и формы правосудия». Следовательно, конституционное правосудие, соединяя такие два начала, как конституционный конт­роль и форму правосудия, представляет собой специфический вид государственно-властной деятельности. С одной стороны, органы конституционного правосудия проверяют и оценивают соответствие конституции нормативных актов, а в случае их несоответствия отменяют их или применяют другие правовые средства преодоления такого несоответствия, а с другой — конституционный контроль происходит в особенной предусмотренной законом процессуальной форме, в судебных заседаниях, с вынесением решения. Содержанием этой деятельности является решение спорных правовых вопросов, прежде всего связанных с установлением соответствия правового акта основному закону государства.

Конституционное правосудие как вид правосудия имеет следующие признаки:

1) наличие конституционных судов как специализированных судебных органов конституционного контроля;

2) автономный статус судов в иерархии судебных органов;

3) самостоятельная процессуальная форма осуществления правосудия;

4) юридическая сила решений конституционного правосудия, равнозначная юридической силе Конституции;

5) особая система законодательства, регулирующая конституционное правосудие.

Правовую природу конституционных судов и их место в механизме государственной власти определяют по закреплению их статуса и полномочий в конституциях и законодательстве определенного государства. В некоторых конституциях о конституционном суде идет речь в разделе «Суд» (глава 13 Конституции Эстонской Республики), «Судебная власть» (часть 7 и раздел 4, соответственно, Конституций Словацкой и Чешской Республик). В Конституциях Чехии и Словакии, кроме того, дано определение конституционного суда как независимого судебного органа, наделенного правом охраны (Словакия) либо защиты (Чехия) конституционности. Это довольно своеобразное определение статуса конституционного суда, обусловленное пониманием его деятельности не только как органа, осуществляющего конституционный контроль в узком понимании этого слова, то есть проверку и оценку соответствия нормативных актов основному закону, а как органа, осуществляющего конституционный контроль в понимании охраны всех ценностей, отображенных в Конституции.

В Конституции Литовской Республики деятельность Конституционного суда регламентирована отдельной главой, к тому же, согласно Конституции, Конституционный суд Литвы не входит в судебную систему республики.

В Конституции Болгарии также не отмечено, к какой из ветвей власти относится Конституционный суд, однако в решении Конституционного суда Болгарии от 16 декабря 1993 года указано, что Конституционный суд Болгарии не является судебным органом и находится вне трех ветвей власти.

Конституционный суд Республики Беларусь вообще относится к органам государственного контроля; его деятельность регламентирована главой 6, являющейся составляющей частью раздела 6 Конституции «Государственный контроль и надзор».

Статья 1 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации «О Конституционном суде РФ» дает определение Конституционного суда РФ как судебного органа конституционного конт­роля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.

Интересны роль и место Конституционного Трибунала Польши, который был задуман как орган, не входящий в судебную систему государства, но являющийся вспомогательным для Парламента. Деятельность Конституционного Трибунала была направлена на укрепление верховенства высшего представительского органа конституционного контроля.

Определенные особенности имеет порядок осуществления конституционного правосудия в Эстонской Республике. Государственный суд Эстонии является высшей судебной инстанцией и одновременно органом конституционного надзора. Он состоит из четырех палат, одна из которых — конституционная — формируется из судей гражданской, уголовной и административной палат. Конституционную палату возглавляет председатель Государственного суда. Следовательно, осуществление конституционного правосудия в Эстонии — это своеобразное сочетание статуса и совершение конституционного правосудия в разных правовых системах конституционного контроля: американской и европейской (кельзеновской). К тому же компетенция конституционной палаты Государственного суда Эстонии является весьма суженной и распространяется только на разрешение дел о конституционности и законности нормативных актов законодательной и исполнительной власти.

Формирование и состав конституционных судов

Конституционные суды как специализированные органы, осуществляющие конституционный контроль, формируются, как правило, на основании смешанного представительства — с тем, чтобы обеспечить широкий подход к рассмат­риваемым вопросам. По такому принципу формируются Конституционные суды Болгарии, Молдовы, Румынии. Но в некоторых государствах конституционные суды полностью назначаются высшими представительскими органами (Россия, Эстония), избираются высшими представительскими органами (Венгрия, Латвия, Польша, Беларусь), назначаются главой государства (Словакия, Чехия).

В государствах, где конституционные суды формируются на основании единоличного представительства, путем назначения или избрания одним органом, такой процесс имеет сложный характер, поскольку назначению или избранию предшествует процедура отбора кандидатов на должности судей конституционного суда. В частности, судьи Конституционного суда Литвы назначаются Сеймом из числа кандидатов, предложенных президентом республики, председателем Сейма и председателем Верховного суда; председатель Государственного суда Эстонии назначается Государственным советом по представлению президента; судей Конституционного суда Словакии назначает президент, выбирая из 20 кандидатов, одобренных Национальным советом; судей Конституционного суда Чехии назначает президент при согласии Сената; судьи Конституционного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента. Фактически даже в случае единоличного назначения или избрания судей Конституционного Суда наблюдается смешанное представительство, хоть оно выражается прямо не всегда — посредством таких действий, как дача согласия, подача соответствующего заявления и др.

Конституции и специальные законы устанавливают численный состав и срок пребывания на должности судьи конституционного суда. В государствах, конституционное правосудие которых мы рассматриваем, меньше всего судей Конституционного суда предусмотрено Конституцией Молдовы — всего 6. В Литве таких судей 9, в Словакии — 10, в Беларуси, Болгарии, Польше — 12, в Чехии, Венгрии — 15, в России — 19.

Члены Конституционных судов, как правило, назначаются или избираются на должность на длительный срок: в Эстонии — на 5 лет, в Молдове — на 6, в Словакии — на 7, в Польше — на 8, в Болгарии, Литве — на 9, на 11 лет — в Беларуси, а полномочия судей Конституционного суда России и судей Государственного суда Эстонии не ограничены сроком.

В некоторых государствах применяется принцип ротации, то есть замещение части состава Конституционного суда через определенный период. В частности, состав Конституционного суда Литвы ­возобновляется на треть каждые 3 года, состав Конституционного суда Болгарии обновляется каждые 3 года от каждой квоты, каждые 4 года проводятся выборы Конституционного Трибунала Польши.

В законодательстве большинства рассмотренных государств не указано, могут ли судьи быть назначены или избраны заново. Впрочем, допускается повторное избрание или назначение судьи Конституционного суда, например, Беларуси, Молдовы, Польши, Словакии, Чехии, Эстонии. Только на один срок могут быть назначены или избраны судьи Конституционных судов Литвы, Болгарии.

Компетенция органов конституционного правосудия

Основной функцией органов конституционного правосудия является осуществление конституционного контроля, то есть проверки и оценки соответствия нормативных актов Конституции в сфере правотворчества и в сфере соблюдения действующих норм и устранении установленных несоответствий путем применения разных юридических средств с целью охраны общественных отношений, отображенных в конституции. Эта функция свойственна всем конституционным судам, и, по сути, она определяет правовое содержание деятельности конституционных судов.

Как известно, по времени применения конституционный контроль может быть предварительным и последующим. Во время предварительного конституционного контроля проверка акта осуществляется до того, как он вступил в силу. Но в большинстве государств Центральной и Восточной Европы (за исключением Венгрии) разрешение вопросов о соответствии Конституции и законодательству нормативных актов парламента, главы государства, правительства происходит в порядке последующего конституционного контроля.

Как свидетельствует практика, предметом предварительного конституционного контроля выступают, как правило, международные договоры. Как исключение можно рассматривать полномочия Конституционной палаты Государственного суда Эстонии относительно разрешения дел о конституционности законов, которые не были промульгированы Президентом и не вступили в силу.

Другой важной функцией органов конституционного правосудия является толкование Конституции. Конституциями и законодательством таких государств, как Россия, Венгрия, Болгария, Молдова, эта функция закреплена за конституционными судами. Однако в целом, функция толкования не является общепринятой. В частности, Конституционный Трибунал Польши уполномочен осуществлять только толкование законов, Конституционные суды Литвы и Чехии вообще не уполномочены толковать законы и Конституцию, а Конституционный суд Словакии не полномочен толковать Конституцию и законы, однако в статье 128 Конституции Словакии отмечено, что Конституционный Суд несет ответственность за толкование конституционных законов в конфликтных случаях. В этом случае речь идет не о прямом толковании, а о толковании, которое осуществляется в процессе конституционного контроля.

Одним из специальных полномочий конституционных судов является участие в вынесении вердикта по делам об ответственности высших должностных лиц. Конституционные суды принимают учас­тие в привлечении к ответственности таких должностных лиц, как члены Сейма, государственные должностные лица (Литва), президент и вице-президент (Болгария), Президент (Словакия, Чехия, РФ).

Среди распространенных полномочий конституционных судов государств Центральной и Восточной Европы отметим разрешение вопроса о конституционности политических партий (Молдова, Болгария, Польша), установление соответствия законам (в том числе конституционным заключениям) решений о роспуске или приостановлении деятельности политических партий (Словакия, Чехия). Такие полномочия не предусмотрены законодательством о конституционных судах Литвы, Беларуси, России.

В компетенцию большинства конституционных судов государств Центральной и Восточной Европы входит разрешение вопросов, связанных с реализацией норм избирательного законодательства, в частности, с такой формой реализации, как соблюдение норм избирательного законодательства. Например, Конституционный суд Литвы предоставляет заключения относительно нарушений законов о выборах во время выборов Президента или членов Сейма; Конституционный суд Болгарии выносит решения по спорам о законности избрания президента, вице-президента, народного представителя; Конституционный суд Молдовы подтверждает результаты выборов парламента и президента; Конституционный суд Словакии рассмат­ривает вопрос о действительности мандата представителя Национального совета Словацкой Республики.

Следовательно, почти в каждом государстве Центральной и Восточной Европы, за исключением России и Белоруссии, одним из полномочий является реализация некоторых положений в сфере избирательного законодательства. Однако конституционный суд не должен быть перегружен делами наподобие разрешения дел о недействительности выборов представителя в парламент. Определенный смысл есть и в разрешении конституционным судом как авторитетным органом вопроса относительно выборов главы государства.

Таким образом, при всем многообразии систем конституционной юрисдикции преобладающей является система специализированного органа конституционного контроля, наделенного достаточно широкими полномочиями. Конституционные суды государств Центральной и Восточной Европы сформированы по кельзеновской модели приблизительно в одно время (конец 80-х — начало 90-х годов ХХ века), что и объясняет подобие их правового статуса.

Органы конституционной юстиции. Статус и компетенция

Страна ПОЛЬША ВЕНГРИЯ ЭСТОНИЯ
Название Конституционный Трибунал Республики Польша Конституционный суд Венгерской Республики Коллегия конституционного надзора в составе Государственного суда Эстонской Республики
Нормативная база Конституция от 2 апреля 1997 года, Закон о Конституционном Трибунале от 1 августа 1997 года Конституция от 18 августа 1949 года, Закон о Конституционном суде от 19 октября 1989 года Конституция от 28 июня 1992 года, Закон о судах от 13 июня 2002 года, Закон о процедуре конституционного наблюдения от 13 марта 2002 года
Количество судей 15 судей 11 судей в Государственном суде — 19 судей; в Коллегии конституционного надзора — 9 судей
Срок полномочий 9 лет (назначаются только на один срок) 9 лет (возможное однократное переизбрание) на должности государственного судьи — пожизненно, в составе коллегии конституционного наблюдения — 5 лет
Возраст судей не установлен минимальный — 45 лет, максимальный — 70 лет минимальный — не установлен, максимальный — 68 лет
Полномочия      
Предварительный контроль международных договоров + + +
Предварительный контроль законов + + +
Последующий контроль законов + + +
Последующий контроль других актов парламента + + +
Последующий контроль нормативных актов исполнительной власти и главы государства + + +
Последующий контроль нормативных актов органов местного самоуправления + + +
Рассмотрение индивидуальных конституционных жалоб + + +
Решение споров о компетенции + +
Контроль за проведением выборов +
Контроль за проведением референдума
Участие в процедуре увольнения с должности высших должностных лиц +
Проверка конституционности актов и деятельности политических партий (объединений) + +
Толкование конституции +
Толкование законов
Право обращения в суд      
  собственно Конституционный Трибунал; каждый, чьи конституционные права и свободы нарушены; президент; маршал Сейма; маршал Сената; премьер-министр; 50 депутатов Сейма; 30 членов Сената; Председатель Верховного Суда; Председатель Высшего административного суда; генеральный прокурор; уполномоченный по правам человека; представительские органы местного самоуправления; общепольские органы профсоюзов; церкви и религиозные объединения; суды каждый гражданин; парламент; президент; любой член парламента; 50 членов парламента; постоянные комитеты парламента; правительство; любой член правительства; председатель Государственной счетной палаты; председатель Верховного суда; генеральный прокурор; государственные органы, между которыми есть конфликт частные лица; президент; правительство; канцлер юстиции; президиум парламента; депутат парламента; заместитель депутата парламента; парламентская фракция; партия или избирательный блок; суды; местные советы
Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Уполномоченный по Европейскому суду

Итоги конференции судей хозсудов

Деловая практика

Служебное лицо или нет?

Законодательная практика

Процессом — по рейдерству

Зарубежная практика

Омбудсмены за рубежом

Историческая практика

Что наша жизнь?.. Игра!

КСУ: итоги 2006 года

Венецианская комиссия уполномочена заявить

Уполномочены на защиту конституции

Главное — работа, а не результат?!

Конституционный Суд: оценка ученых

Работа в экстремальных условиях

КонстЮстиционная эволюция

Нерабочий юбилейный год для КСУ

Комментарии и аналитика

Инвестор — не потребитель

Неделя права

Фундаментальными правами займется новое агентство

Удивляем мировое сообщество

Главное — качественно!

АМКУ: «Укрзализныця» не права

Комитет меняется в лицах

Реестр событий

За один год — уже три министра

Для пущей убедительности?..

Совместное достижение цели

Судебная практика

Платим, потому что так надо!

Судебные решения

О разграничении ответственности юридических и физических лиц

Об особенностях увольнения членов профсоюза

Об определении подведомственности споров

О правилах установления платы за пользование недрами

Тема номера

КЗоТ и физкультура

Закон — на борьбу с прогульщиками

Трибуна

Да где же этот полюс?

Такая судебная система нам не нужна

Частная практика

К кому пойти, к кому податься?

Юридический форум

Мастерство для молодых

Бизнес за новый закон

Інші новини

PRAVO.UA