Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №10 (532) » Upgrade двигателя прогресса

Upgrade двигателя прогресса

О некоторых законопроектах, которые могут изменить регулирование рекламного рынка на Украине

Реклама как двигатель торговли является не только товаром, но и средством влияния на сознание и поступки человека. Законодательство Украины, регулирующее рекламный рынок, имеет ряд недоработок и в сфере защиты потребителя от манипуляций рекламодателя, вводящих потребителя в заблуждение, и в сфере защиты социальной рекламы, как правило, игнорируемой коммерческими средствами массовой информации, а также в сфере рекламы политической, действие которой регулируется несколькими законами, которые не дают ей соответствующего и исчерпывающего определения. Невзирая на все ограничения, табачные изделия и алкоголь активно рекламируются в СМИ благодаря пробелам в законодательстве.

В Верховном Совете Украины ныне зарегистрировано девять законопроектов, направленных на решение правовых проблем рекламного рынка. Остановимся более детально на некоторых из них.

Реклама и aquis communautaire

Украина, двигаясь в сторону европейского сообщества, столкнулась с необходимостью адаптации национального законодательства к стандартам и принципам европейского, к aquis com­munautaire Евросоюза (соответствует нашему термину «правовая система»). Законопроект № 2075, зарегистрированный в парламенте 14 февраля с.г. народным депутатом Владимиром Ландиком, направлен на адаптацию национального законодательства о рекламе; в частнос­ти, в нем преду­смотрены механизмы защиты потребителей от действия различных рекламных средств. Для определения объекта влияния рекламных средств на общественность проектом закона предлагается дополнить статью 1 Закона Украины «О рекламе» термином «среднестатистический потребитель», который подразумевает под собой потребителя, владеющего информацией о товаре в общедоступном объеме. В той же статье 1 предлагается дать определение другому основополагающему термину — «кодекс поведения» — совокупность норм осуществления предпринимательской деятельности, установленная по договоренности производителями или продавцами товара и изложенная в письменном виде. Также законопроектом предлагается установить перечень ограниченных для применения и запрещенных рекламных средств, что существенно дополняет действующий закон, ограничивая не саму рекламу, как указано в законе, а рекламные средства как определенные приемы и способы предоставления информации потребителю.

Так, часто применяемый рекламодателем ход — демонстрацию знаков доверия и качества — предлагается запретить, если такая демонстрация не имеет соответствующего разрешения. Также под запрет попадет другой рекламный метод — утверждение относительно того, что срок наличия полного ассортимента товаров ограничен. Таким образом потребителя призывают купить товар незамедлительно, не обдумывая целесообразность такой покупки. В число запрещенных законопроектом внесены такие рекламные средства: убеждение в лечебных свойствах товара, нежелательное и настойчивое навязывание услуг по телефону, факсу, электронной почте (спам), проведение рекламных конкурсов без последующего награждения указанными призами. Общий перечень ограниченных для применения и запрещенных рекламных средств состоит более чем из тридцати пунктов, которые, по мнению автора законопроекта, урегулируют правовое поле рынка рекламы и устранят возможность злоупотреблений в этой сфере.

Четырехпроцентная «социалка»

То, что социальная реклама нужна обществу и полезна государству, является фактом. Другой факт — отсутствие правовой защиты социальной рекламы и места для нее на рекламном рынке и в СМИ. Защитить сферу деятельности социальной рекламы и определить ее основные принципы — цель законопроекта № 1044, внесенного народным депутатом Валерием Писаренко.

Согласно изменениям, предлагаемым законопроектом, средства массовой информации, которые являются распространителями рекламы и не финансируются из государственного или местного бюджета, будут обязаны размещать социальную рекламу в эфире или на печатной площади в объеме не менее 4 % от общего количества рекламы. Кроме того, СМИ — распространители рекламы — будут обязаны предоставлять льготы на размещение социальной рекламы рекламодателям, которые представляют учреждения образовательной, здравоохранительной, культурной сферы и финансируются из государственных или местных бюджетных средств, а также благотворительным организациям.

О рекламе политиков

Народный депутат Олег Зарубинский внес на рассмотрение Верховного Совета законопроект №2068, который призван урегулировать правовое поле деятельности политической рекламы. Исходя из норм действующего законодательства, политической рекламой является такая форма предвыборной агитации, которая финансируется за счет избирательного фонда субъекта выборов. В проекте закона изменен системный подход к этому определению — политическая реклама является информацией, которая направлена на формирование положительного либо отрицательного восприятия политических партий, их представителей, программ или побуждает избирателей поддержать то или иное решение во время реализации форм прямой демократии. Законопроектом предлагается закрепить положение о том, что лишь субъект избирательного процесса может размещать политическую рекламу в СМИ, и таким образом предотвратить появление скрытой политической рекламы. Информация о нем должна присутствовать в тексте самой политической рекламы, занимать не менее 15 % от общего объема и быть доступной для избирателя. Предусмотрены также и другие методы борьбы со скрытой политической рекламой, в число которых входят и отделение политической рекламы от других рекламных блоков, и запрет на включение в информационные сообщения и в любой другой вид рекламы. Ограничения по количеству политической рекламы предлагается установить на уровне 20 % фактического времени вещания за сутки и 25 % за час — в период избирательного процесса.

Кроме выше перечисленных законопроектов, правовое поле законодательства в сфере рекламной деятельности значительно может изменить проект закона №1014 «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» (относительно прерывания кино- и телефильмов рекламой и запрета рекламы табачных изделий и алкоголя)», внесенный народным депутатом Нестором Шуфричем. Данный законопроект предусматривает запрет на размещение рекламы с прерыванием трансляции телепередач и фильмов, а также ужесточения правил относительно размещения рекламы табачных изделий и алкоголя. Существенные изменения предлагаются законопроектом № 0938, внесенным народными депутатами Украины Николаем Томенко и Борисом Беспалым. Авторы законопроекта предлагают урегулировать вопрос относительно спонсорства производителями алкогольных напитков телепередач и спортивных мероприятий, которые транслируются средствами массовой информации.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Правовые комитеты неправы по-своему

Деловая практика

Проблемы наружной рекламы

Законодательная практика

Upgrade двигателя прогресса

НОВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Зарубежная практика

Неплатежеспособная мэрия

Иностранности

Британец подал иск к букмекерам на 2 млн фунтов

В Китае водителя оштрафовали за езду под капельницей

Историческая практика

Res judicata pro veritate habetur?*

Комментарии и аналитика

Земля в паевом фонде кооператива вне действия «земельного моратория»!

Неделя права

Антимонопольный не сдается...

«Alim Airlines» vs. Украина

Совместные усилия адвокатов

Какой документ считать официальным?

Ошибки исправит начальник

Новости делового мира

Критерии распределения субъектов хозяйственной деятельности по степени риска

Рассмотрение таможенными органами жалоб плательщиков налогов

Изменены правила работы мелкорозничной торговой сети

О Едином реестре распорядителей и получателей бюджетных средств

Новости законотворчества

Будут ли частные детективы на Украине?

Для обеспечения доступа к публичной информации

Выдачу копий судебных решений предлагается унифицировать

Новости из зала суда

Суд подтвердил, что Нина Карпачева правомерно занимает должность омбудсмена

Витренко не будет возмещать моральный вред Черновецкому

Суд отказал в удовлетворении жалобы Александра Омельченко

Новости из-за рубежа

ICANN и Network Solutions обвиняют в «быстрой регистрации доменов»

Суд отказался вынести заочное решение в пользу RIAA

ГИБДД готова передать техосмотр частным компаниям

Новости профессии

В Апелляционном суде г. Киева изменения в руководстве

Реорганизован Харьковский университет внутренних дел

Избрано новое руководство ААУ

В Минюсте за частных исполнителей

Утвержден образец удостоверения судьи в отставке

Присвоены звания руководящим сотрудникам МВД

Новости юридических фирм

Юристы АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» приняли участие в конференции по интеллектуальной собственности

В ЮФ «Лавринович и Партнеры» — еще один адвокат

Дебаты при поддержке ЮФ «Спенсер и Кауфманн»

Новости юридического мира

Новая управленческая тройка Slaughter and May

Linklaters — лучший юридический бренд Великобритании

Beiten Burkhardt становится крупнейшей немецкой юридической фирмой в России

Реестр событий

Дарницкий суд: теракт - 2?

Годовые показатели работы хозсудов

Спецмеры для «угрожающего» НДС

Служебная лестница

НАЗНАЧЕНИЯ

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела:

Судебная практика

Расчет по своему усмотрению

Судебные дела недели

Киевское ГП «Изумруд» выиграло дело

Дело с участием Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины направлено на новое рассмотрение

Кассационная жалоба ООО «Строительный союз» оставлена без удовлетворения

Судебные решения

О возвращении исполнительного документа

О возможности обжалования определения суда

О наложении ареста на имущество банка банкрота при исполнении судебного решения

Об обязательном приостановлении исполнительного производства

О влиянии оформления апелляционной жалобы на отказ в ее рассмотрении

Тема номера

Можно ли арестовать все сразу?

Реформе ГИС — комплексный подход

Трибуна

Госзакупки: де-юре и де-факто...

Частная практика

Прощайте, я устал, я ухожу

Юридический форум

Право, сотворенное судьями

Валентину Марчуку — 80 лет

Международные юридические фирмы

На пути к «вершине Джессапа»

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: