На Украине, по данным статистики, существует 142 политические партии. Для сравнения: в США только 2 имеют реальную политическую силу — демократы и республиканцы. Действительно ли такое огромное количество партий лучше способствует возможности выражения своей политической воли гражданами Украины? На последних выборах в Верховный Совет Украины только три блока и две партии набрали достаточное количество голосов для прохождения в парламент, хотя баллотировались 10 блоков, 9 партий и 1 Всеукраинское объединение. С целью урегулирования процессов создания, роспуска и реорганизации политических партий в Верховном Совете находятся на рассмотрении несколько законопроектов о внесении изменений в Закон Украины «О политических партиях на Украине» и другие законы, регулирующие деятельность политических партий.
Предложенный членом депутатской фракции «Блок Литвина» Олегом Зарубинским законопроект № 1236 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о регулировании деятельности политических партий» был рассмотрен в первом чтении и возвращен на доработку. По мнению г-на Зарубинского, развитию полноценной политической системы на Украине мешают именно недостатки правового характера. Например, для регистрации политической партии законодательство выдвигает ряд условий, согласно которым политическая партия должна выражать интересы определенной части граждан и охватывать своей деятельностью большую часть территории Украины. Но опыт избирательных кампаний продемонстрировал негативную практику, когда новообразованные партии выступали как сугубо технологические проекты. С целью усиления контроля над процессом создания и прекращения деятельности политических партий народный депутат Зарубинский предлагает внести изменения в статью 24 Закона Украины «О политических партиях на Украине», которая регулирует вопросы аннулирования регистрационного свидетельства партии. Законопроектом аннулирование свидетельств допускается в случаях, если: партия (ее кандидат) на очередных выборах наберут меньше голосов, чем подписей, необходимых для регистрации; отсутствуют действующие партийные организации в большинстве регионов Украины на протяжении всего времени деятельности партии, а не только через 6 месяцев после ее регистрации, как это установлено сейчас. Также предлагается предоставление права выдвижения политической партией своих кандидатов для участия в выборах Президента Украины и в Верховный Совет Украины при условии, что такая партия зарегистрирована не ранее чем за 2 года до дня выборов, а для выборов в Верховный совет Автономной Республики Крым и в местные советы — не ранее, чем за 1 год. В своем заключении Главное научно-экспертное управление указывает на ряд существенных недостатков предложенных изменений, в частности, на то, что способ аннулирования регистрации, описанный в законопроекте, не применим к политическим партиям, принимающим участие в выборах в составе избирательного блока. Также в заключении имеются замечания к цели законопроекта, которая определена как искоренение из политического процесса «технических» партий, так как предложенные законопроектом способы борьбы с этим, по мнению научно-экспертного управления, не принесут существенных успехов. Тем не менее, именно этот законопроект поддержан на заседании Комитетом Верховного Совета Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. Комитет рекомендовал Верховному Совету при рассмотрении в первом чтении принять данный проект закона за основу.
Также вопросов деятельности политических партий касается и законопроект Бориса Тарасюка № 2002 «О внесении изменений в Закон Украины «О политических партиях на Украине», позже замененный более расширенным законопроектом № 2002-1, инициаторами которого выступает целая группа депутатов блока «Наша Украина — Народная Самооборона». Если сначала предлагалось внести изменения только в статью 10 Закона Украины «О политических партиях на Украине», то законопроект № 2002-1 предлагает внести изменения также в статьи 11 и 23. Законопроект нацелен на законодательное регулирование вопросов касательно механизма объединения политических партий путем слияния или присоединения к другим политическим партиям. К тексту статьи 10 авторы предлагают добавить положения о том, что две и больше политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право на объединение через реорганизацию путем слияния. Созданная таким образом политическая партия объявляется правопреемницей реорганизованных партий, но не считается новосозданной. Дополнениями к статье 11 предлагается закрепить процедуру регистрации объединенных партий. Так, вместе со стандартными документами, необходимыми для регистрации политической партии в Министерстве юстиции Украины, необходимо будет подать решения каждой из политических партий о согласии на реорганизацию. Статья 23 дополняется пунктом о межпартийном соглашении, которое определяет нормы представительства и порядок слияния структурных образований объединяющихся партий. Также законопроектом устанавливается норма о том, что решение об объединении политических партий принимается на съезде каждой политической партии в соответствии с ее уставом. Планируется, что объединение должно происходить с соблюдением общих правовых положений относительно объединения юридических лиц. По мнению авторов, целью законопроектов является структуризация и укрупнение политических партий. Юрий Костенко, один из инициаторов законопроекта, неоднократно заявлял в прессе, что внесение предложенных изменений даст партиям немало преимуществ, а, объединяясь, партии не потеряют права принимать участие в выборах. Одной из причин внесения законопроекта, по словам Вячеслава Кириленко, является необходимость устранить все препятствия на пути создания на базе блока «Наша Украина — Народная Самооборона» единой партии так, что бы этот процесс был приемлемым для всех субъектов объединения.
Итак, рассмотрев данные законопроекты, можно прийти к выводу, что изменения в Закон Украины «О политических партиях на Украине» вероятно будут внесены, так как этого требуют пертурбации политической системы нашей страны. За основу, скорее всего, будет взят законопроект № 1236, который комплексно подходит к проблеме регулирования законодательства об избирательном процессе и деятельности политических партий. Его дополнят предложениями о слиянии политических партий с обязательным правопреемством.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…