Укрупнение политсистемы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №12 (534) » Укрупнение политсистемы

Укрупнение политсистемы

На Украине, по данным статистики, существует 142 политические партии. Для сравнения: в США только 2 имеют реальную политическую силу — демократы и республиканцы. Действительно ли такое огромное количество партий лучше способствует возможности выражения своей политической воли гражданами Украины? На последних выборах в Верховный Совет Украины только три блока и две партии набрали достаточное количество голосов для прохождения в парламент, хотя баллотировались 10 блоков, 9 партий и 1 Всеукраинское объединение. С целью урегулирования процессов создания, рос­пуска и реорганизации политических партий в Верховном Совете находятся на рассмотрении несколько законопроектов о внесении изменений в Закон Украины «О политических партиях на Украине» и другие законы, регулирующие деятельность политических партий.

Предложенный членом ­депутатской фракции «Блок Литвина» Олегом За­рубинским законопроект № 1236 «О вне­сении изменений в некоторые законы Украины о регулировании деятельности политических партий» был рассмотрен в первом чтении и возвращен на доработку. По мнению г-на Зарубинского, развитию полноценной политической системы на Украине мешают именно недостатки правового характера. Например, для регистрации политической партии законодательство выдвигает ряд условий, согласно которым политическая партия должна выражать интересы определенной части граждан и охватывать своей деятельностью большую часть территории Украины. Но опыт избирательных кампаний продемонстрировал негативную практику, когда новообразованные партии выступали как сугубо технологические проекты. С целью усиления контроля над процессом создания и прекращения деятельности политических партий народный депутат Зарубинский предлагает внести изменения в статью 24 Закона Украины «О политических партиях на Украине», которая регулирует вопросы аннулирования регистрационного свидетельства партии. Законопроектом аннулирование свидетельств допускается в случаях, если: партия (ее кандидат) на очередных выборах наберут меньше голосов, чем подписей, необходимых для регистрации; отсутствуют действующие партийные организации в большинстве регионов Украины на протяжении всего времени деятельности партии, а не только через 6 месяцев после ее регистрации, как это установлено сейчас. Также предлагается предоставление права выдвижения политической партией своих кандидатов для участия в выборах Президента Украины и в Верховный Совет Украины при условии, что такая партия зарегистрирована не ранее чем за 2 года до дня выборов, а для выборов в Верховный совет Автономной Республики Крым и в местные советы — не ранее, чем за 1 год. В своем заключении Главное научно-экспертное управление указывает на ряд существенных недостатков предложенных изменений, в частности, на то, что способ аннулирования регистрации, описанный в законопроекте, не применим к политическим партиям, принимающим участие в выборах в составе избирательного блока. Также в заключении имеются замечания к цели законопроекта, которая определена как искоренение из политического процесса «технических» партий, так как предложенные законопроектом способы борьбы с этим, по мнению научно-экспертного управления, не принесут существенных успехов. Тем не менее, именно этот законопроект поддержан на заседании Комитетом Верховного Совета Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. Комитет рекомендовал Верховному Совету при рассмотрении в первом чтении принять данный проект закона за основу.

Также вопросов деятельности политических партий касается и законопроект Бориса Тарасюка № 2002 «О внесении изменений в Закон Украины «О политических партиях на Украине», позже замененный более расширенным законопроектом № 2002-1, инициаторами которого выступает целая группа депутатов блока «Наша Украина — Народная Самооборона». Если сначала предлагалось внести изменения только в статью 10 Закона Украины «О политических партиях на Украине», то законопроект № 2002-1 предлагает внес­ти изменения также в статьи 11 и 23. Законопроект нацелен на законодательное регулирование вопросов касательно механизма объединения политических партий путем слияния или присоединения к другим политическим партиям. К тексту статьи 10 авторы предлагают добавить положения о том, что две и больше политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право на объединение через реорганизацию путем слияния. Созданная таким образом политическая партия объявляется правопреемницей реорганизованных партий, но не считается новосозданной. Дополнениями к статье 11 предлагается закрепить процедуру регистрации объединенных партий. Так, вместе со стандартными документами, необходимыми для регистрации политической партии в Министерстве юстиции Украины, необходимо будет подать решения каждой из политических партий о согласии на реорганизацию. Статья 23 дополняется пунктом о межпартийном соглашении, которое определяет нормы представительства и порядок слияния структурных образований объединяющихся партий. Также законопроектом устанавливается норма о том, что решение об объединении политических партий принимается на съезде каждой политической партии в соответствии с ее уставом. Планируется, что объединение должно происходить с соблюдением общих правовых положений относительно объединения юридических лиц. По мнению авторов, целью законопроектов является структуризация и укрупнение политических партий. Юрий Костенко, один из инициаторов законопроекта, неоднократно заявлял в прессе, что внесение предложенных изменений даст партиям немало преимуществ, а, объединяясь, партии не потеряют права принимать участие в выборах. Одной из причин внесения законопроекта, по словам Вячеслава Кириленко, является необходимость устранить все препятствия на пути создания на базе блока «Наша Украина — Народная Самооборона» единой партии так, что бы этот процесс был приемлемым для всех субъектов объединения.

Итак, рассмотрев данные законопроекты, можно прийти к выводу, что изменения в Закон Украины «О политических партиях на Украине» вероятно будут внесены, так как этого требуют пертурбации политической системы нашей страны. За основу, скорее всего, будет взят законопроект № 1236, который комплексно подходит к проблеме регулирования законодательства об избирательном процессе и деятельности политических партий. Его дополнят предложениями о слиянии политических партий с обязательным правопреемством.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Кому назначение, а кому — увольнение

Секретариаты перевели на новое положение

Деловая практика

Ликвидируем по-новому

День ЮП

Весна плюс юристы — равно День рождения юридической практики

Законодательная практика

НОВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Укрупнение политсистемы

Иностранности

Восьмилетний бразилец поступил на юрфак

За штрафстоянку с хозяина «Оки» требуют 700 тыс. рублей

Комментарии и аналитика

Арест имущества как обеспечение иска

Неделя права

Как принимать присягу?

Совершенствуем процесс

В правоте сомневаться не смей

ЦИК ждет решения КСУ?

Опьяняющая британская свобода

Мы запомним его таким…

Новости делового мира

Перечень безнадежных долгов расширен

Открытие счета в ценных бумагах

Добавлены активы со степенью риска 50 %

О полномочиях председателя ГНА

Новости законотворчества

В парламенте зарегистрирован проект ХПК

В обеспечение правопорядка в судебном заседании

Проект УПК доработает Временная спецкомиссия

Территориальным общинам предоставят право создать третейский суд

Новости из зала суда

Народный депутат А. Яценко подал в суд иск к коллегам

Нацдепозитарий требует в суде обязать ГКЦБФР выдать лицензию

Суд разрешил Нацсовету по телевидению выдавать лицензии на вещание в общенациональном цифровом канале MX-4

МВД просит суд отменить решение о восстановлении в должности А. Шило и А. Ковжоги

Новости из-за рубежа

Суд США отказался заблокировать антиигровой закон

ВАС РФ: судьи не могут изменять резолютивную часть решения

Новости профессии

Изменения в составе Коллегии Минюста

Экс-зампредседателя Апелляционного суда г. Киева подал заявление об отставке с должности судьи

Двое судей переведены в другие суды

Президент Украины уволил 8 судей

Новый представитель Правительственного уполномоченного по делам Европейского суда

Новости юридических фирм

В «Спенсер и Кауфманн» новый партнер

Clifford Chance анонсирует открытие офиса в Киеве

«Василь Кисиль и Партнеры» — спонсор команды НАУКМА на конкурсе по международному коммерческому арбитражу имени Виллема Виса

Реестр событий

Верховному Суду уже 85 лет

Принудительная добровольность

Две недели до..?

Служебная лестница

ПРИСВОЕНИЕ ЗВАНИЯ

ПЕРЕВОД

НАЗНАЧЕНИЯ

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Монополия на «Пармезан»

Судебные дела недели

Дело по иску ОАО «Государственный сберегательный банк Украины» направлено на новое рассмотрение

АЭК «Киевэнерго» выиграла дело

Кассационная жалоба ОАО «Криворожский железорудный комбинат» оставлена без удовлетворения

Судебные решения

Об аспектах определения деятельности предприятия как оптовой торговли

О применении косвенного метода для определения суммы налогового обязательства

О механизме начисления налога на прибыль предприятия

Тема номера

Что тебе подарить, «ООО дорогое»? И каким налогом подарок обложить?

Трибуна

Еще раз о защите землепользователей

Частная практика

Интернациональность с немецким характером

Одна голова — хорошо, а сколько, чтобы лучше?

Юридический форум

Проблема глобального масштаба

Изучение разрешения споров

Інші новини

PRAVO.UA