Если следовать букве закона, то Государственный бюджет Украины должен быть принят до 1 декабря года, предшествующего плановому. Но реалии нашей современности таковы, что большой удачей считается принятие основного финансового документа просто до начала календарного года. Не стал исключением и Государственный бюджет-2009. Как известно, он был принят 26 декабря 2008 года, и 29 декабря подписан Президентом Украины.
Специалисты называют бюджет-2009 одним из наиболее проблемных и сложных за последние 10 лет. В частности, экономисты обращают внимание на «не совсем реальную» макроэкономическую базу, на основе которой он рассчитан. Так, первый заместитель главы Секретариата Президента Украины Александр Шлапак считает, что доходная часть бюджета носит, скорее, виртуальный, чем реальный характер. Бюджет-2009 называют антикризисным, практически все расходные статьи недофинансированы, несоответствие реальных минимальных потребностей отдельных ведомств и бюджетных показателей достигает 80 %. Но даже такому бюджету прогнозируют крайне сложное исполнение, не в последнюю очередь еще и потому, что не принят ряд законов, прежде всего вносящих изменения в налоговое законодательство и способствовавших наполнению бюджета.
В ходе рассмотрения законопроекта о Госбюджете-2009 в парламенте его показатели были несколько «подкорректированы» в сторону увеличения. Доходы должны составить 238 931 337,1 тыс. гривен (превышают прогнозируемый КМУ уровень доходов больше чем на 1 млрд гривен). Параллельно с увеличением доходов выросли и бюджетные расходы, размер которых составил 267 320 395,3 тыс. гривен (больше чем на 1,5 млрд превышает предлагаемую КМУ сумму). Одновременно с ростом доходов и расходов вырос и предельный дефицит Госбюджета — на 105 млн гривен. На такую же сумму увеличился предельный размер государственного долга Украины и составил 192 924 464,7 тыс. гривен.
Обратим внимание, что финансирование потребностей судебной системы предусмотрено на уровне, не обеспечивающим даже минимальных потребностей. Так, установлены расходы на финансирование работы местных и апелляционных судов (главный распорядитель — Государственная судебная администрация Украины) на уровне 2 млрд грн. А на содержание зданий судов и текущие ремонты (не говоря о новых зданиях) денег не предусмотрено вовсе. Отметим, что изначально бюджетный запрос ГСА составил 9,5 млрд грн, а минимальная потребность (для выплаты заработных плат, поддержания состояния зданий судов и обеспечения судов канцелярией) составляет 3,5 млрд грн (именно такой показатель был предусмотрен в сентябрьском «докризисном» законопроекте о Госбюджете). Верховному Суду Украины предполагается выделить 100 млн грн (219 млн грн в первоначальном варианте), Высшему хозяйственному суду Украины — 62 млн грн (109 млн грн), Высшему административному суду Украины и Конституционному Суду Украины — по 46 млн грн (102 млн грн и 70 млн грн соответственно).
В бюджете-2009 удалось избежать некоторых традиционных ошибок, на которые неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Украины (см. решения КСУ от 22 мая 2008 года № 10рп/2008 и от 9 июля 2007 года № 6-рп/2007). Напомним, что правовая позиция КСУ заключается в том, что Верховный Совет Украины не полномочен при принятии Закона о Государственном бюджете Украины включать в него положение о внесении изменений в действующие законы Украины, приостанавливать действие отдельных законов Украины и/или любым образом изменять определенное другими законами Украины правовое регулирование общественных отношений. КМУ учел это требование, и в Законе о Госбюджете-2009 отсутствуют подобные спорные нормы — не вносятся изменения в другие законы и не приостанавливается действие отдельных законов Украины. Был найден обходной путь — КМУ изменил правовое регулирование отдельных вопросов, используя словосочетания «установить в 2009 году», «запретить в 2009 году». Приведем несколько примеров. Статьей 62 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2009 год» запрещается в 2009 году: реструктуризация задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, кроме рассрочки ее уплаты во время санации такого субъекта хозяйствования при участии инвестора, который берет на себя солидарные обязательства относительно погашения такой задолженности в срок не более чем на три года. При этом сумма пени, которая начислена в результате невыполнения заемщиком обязательств по такому кредиту, бюджетному займу или финансовой помощи на реструктуризированную сумму задолженности, списывается; также запрещается предоставление отсрочек относительно сроков уплаты налоговых обязательств субъектов ведения хозяйства по налогам и сборам (обязательным платежам). При этом положения статьи 14 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» остались неизменными. Аналогично без внесения изменений в базовый закон изменены ставки земельного налога, установленные частью 2 статьи 7 Закона Украины «О плате за землю». Эти ставки по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, статьей 63 Закона о Госбюджете2009 увеличены в 3,1 раза.
Обратим внимание также и на статью 73 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2009 год», определяющую особенности аренды государственного и коммунального имущества. На 2009 год устанавливается, что передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсной основе (кроме некоторых исключений). При определении арендных ставок за пользование коммунальным имуществом в городах областного значения, городах Киеве и Севастополе арендные ставки за пользование государственным имуществом, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины, являются индикативными и применяются как стартовые при проведении конкурса. По окончании срока действия договора аренды арендатор, который должным образом выполнял свои обязанности, принимает участие в конкурсе на получение права аренды государственного и коммунального имущества. Арендодатель при определении победителя конкурса, при прочих равных условиях предоставляет преимущество предложениям арендатора, который должным образом выполнял свои обязанности, путем применения преференциальной поправки. Размер преференциальной поправки устанавливается Кабинетом Министров Украины и не может быть меньшим 0,8.
Кабинету Министров Украины в 2009 году предоставлено право устанавливать размеры социальных выплат, которые в соответствии с законодательством определяются в зависимости от размера минимальной заработной платы, в абсолютных суммах в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетными программами.
Еще одно примечательное положение Закона о Госбюджете-2009 — это уменьшение размера сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с купли-продажи безналичной иностранной валюты за гривну. Размер указанного сбора в течение 2009 года взимается в размере 0,2 % (статья 77 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2009 год»), а не 0,5 %, как это предусмотрено Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование».
Как уже упоминалось, Президент Украины, достаточно критично оценивая Закон Украины «О Государственном бюджете на 2009 год», тем не менее не применил к нему право вето. Но одна из норм этого Закона все-таки послужила основанием для обращения в КСУ. Речь идет о статье 86: «В связи с финансово-экономическим кризисом и с целью урегулирования ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины установить, что рефинансирование коммерческих банков осуществляется в порядке, утвержденном Национальным банком Украины вместе с Кабинетом Министров Украины». Напомним, что, в соответствии с частью 2 статьи 36 и пунктом 1 части 1 статьи 42 Закона Украины «О Национальном банке Украины», установление и изменение ставки рефинансирования и определения порядка предоставления кредитов коммерческим банкам для поддержания ликвидности (рефинансирования коммерческих банков) осуществляется Национальным банком Украины единолично. Частью 2 статьи 86 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2009 год» действие упомянутых норм Закона Украины «О Национальном банке Украины» приостановлено.
Президент Украины в своем конституционном представлении отмечает, что установление нормы, согласно которой рефинансирование коммерческих банков осуществляется в порядке, утвержденном Национальным банком Украины вместе с Кабинетом Министров Украины, не отвечает положениям Конституции Украины относительно определения Национального банка Украины единым органом обеспечения стабильности денежной единицы и может привести к невыполнению закрепленной Конституцией Украины за Национальным банком Украины основной функции относительно обеспечения стабильности денежной единицы Украины. Кроме того, проигнорированы требования статьи 38 Бюджетного кодекса Украины) относительно перечня правоотношений, которые регулируются Законом о Государственном бюджете Украины — Закон о Госбюджете не может отменять или изменять объем прав и обязанностей, предусмотренных другими законами Украины. Соответственно, Президент просит КСУ признать статью 86 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2009 год» неконституционной.
В заключение отметим, что если экономическая составляющая Госбюджета2009 оставляет желать лучшего, то, с правовой точки зрения, в частности нормопроектирования, закон более совершенен, разработчики постарались учесть свои предыдущие ошибки и по-новому сформулировать спорные положения или же разработать отдельные законы «на выполнение» Госбюджета. Что касается конкретных показателей, то КМУ обязан до мая подготовить и внести на рассмотрение парламента соответствующие уточнения и корректировки.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…