У всех на уставах — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

У всех на уставах

«Старые» уставы обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью: легитимны ли они сегодня?

Сегодня самой распространенной организационно-правовой формой юридического лица является общество с ограниченной ответственностью (ООО). В свое время деятельность ООО регулировалась Законом Украины «О хозяйственных обществах», принятым на заре украинской независимости, в далеком 1991 году. В соответствии с требованиями этого акта, прочно закрепившего за собой статус законодательного «старожила» (отдельные его положения, к слову, действуют до сих пор), учредителями (участниками) разрабатывались и утверждались уставы обществ. Как правило, они были однотипными и практически не отличались друг от друга. Ситуация изменилась 17 июня 2018 года, когда вступил в силу Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Закон), который изменил подходы не только к структуре органов управления и алгоритму реализации участниками своих прав, но и к смысловому наполнению уставов таких обществ. В связи с этим в профессиональном сленге юристов появилось новое название для учредительных документов, утвержденных и зарегистрированных до вступления в силу Закона, — «старые» уставы.

Пункт преткновения

Несмотря на то что с момента изменения законодательного регулирования деятельности ООО и обществ с дополнительной ответственность (ОДО) прошло уже более двух с половиной лет, юридические дискуссии относительно правового статуса «старых» уставов не утихают. Главным камнем преткновения стал пункт 3 главы VIII «Заключительные и переходные положения» Закона, где установлено, что в течение года со дня вступления в силу настоящего Закона (то есть до 17 июня 2019 года) положения «старых» уставов ООО и ОДО действуют в части, соответствующей законодательству по состоянию на день вступления в силу Закона. Этот пункт не применяется после внесения изменений в устав таких обществ.

Как только не трактовали эту норму государственные регистраторы и юристы: одни считали, что по состоянию на 17 июня 2019 года «старые» уставы действуют полностью, даже в той части, которая прямо противоречит Закону, а другие, напротив, утверждали, что такие уставы продолжают действовать лишь в той части, которая не противоречит Закону. На практике дословное понимание указанного пункта привело к тому, что государственные регистраторы отказывали в проведении некоторых регистрационных действий, ссылаясь на то, что устав является локальным актом, тогда как Закон имеет большую юридическую силу.

Многие еще тогда, в 2018 году, задавались вопросом: что будет, если ООО или ОДО не адаптируют свои уставы к новым законодательным правилам? Параллельно в юридическом сообществе распространялись различные «страшилки»:  дескать, отменят государственную регистрацию общества, все договоры, заключенные после 18 июня 2019 года, будут недействительными, банк заблокирует счета и т.д.

Как показала практика, ни один из этих прогнозов не оправдался. Хотя до сих пор немало юридических лиц продолжают осуществлять деятельность на основании «старых» уставов, поэтому вопрос легитимности этих документов, без преувеличения являющихся процедурной «библией» ведения хозяйственной деятельности, регулирующей все процессы управления на предприятии, не утратил актуальности.

Переходные предложения

Для начала на примере устава ООО предлагаю разобраться в логике законодателя: а для чего, собственно, был предоставлен переходный период?

Так, срок, в течение которого действовали положения устава ООО, не соответствующие Закону, но отвечающие требованиям законодательства по состоянию на день вступления в силу Закона, завершился 17 июня 2019 года. При этом нужно обратить внимание на то, что Закон не содержит императивного предписания об обязанности ООО привести свой устав в соответствие с Законом. Хотя вполне очевидно, что такие действия являются необходимыми и без наличия в Законе специального положения. Кроме того, окончание переходного периода никак не влияет на юридическую силу «старых» уставов обществ или их отдельных частей. Резонно предположить, что переходный период был дан не для того, чтобы привести «старые» уставы в соответствие с Законом, а для того, чтобы провести адаптацию без уплаты административного сбора.

ООО, как известно, действует на основании устава, который, как и любой другой документ юридического лица, должен соответствовать действующему законодательству. В противном случае существует риск блокирования работы общества, поскольку положения устава, не соответствующие (противоречащие) Закону, не могут считаться действующими после 17 июня 2019 года, и в этой части нужно руководствоваться Законом.

Говоря о приведении «старых» уставов в соответствие с Законом, следует обратить внимание на возможные противоречия. Назову наиболее распространенные аспекты, в отношении которых может прослеживаться диссонанс с новым законодательством, в частности, это органы управления; правомочность и порядок принятия решений общим собранием участников; процедура увеличения размера уставного капитала, в том числе за счет взносов третьих лиц; основания и порядок входа/выхода и исключения участника из общества; порядок подписания устава.

Следовательно, при наличии в уставе ООО положений, не соответствующих Закону, такой документ требует пересмотра и внесения изменений. Вместе с тем нужно учитывать, что согласно части 1 статьи 15 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» (Закон о регистрации) внесение изменений в учредительные документы юридического лица оформляется путем изложения его в новой редакции. При этом частью 3 статьи 35 Закона о регистрации установлено, что учредители (участники) юридического лица несут ответственность за соответствие учредительных документов законодательству.

Причины и последствия

Одной из причин, почему немало обществ до сих пор не привели свои учредительные документы в соответствие с Законом, может быть не только наличие в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (ЕГР) информации о судебном решении, которое устанавливает запрет проведения регистрационных действий, но и корпоративный конфликт между участниками. Поэтому вопрос легитимности «старых» уставов чрезвычайно важен, ведь при разрешении корпоративных споров и участники, и суд будут руководствоваться именно этой редакцией учредительного документа.

Об этом свидетельствует и судебная практика. Так, в постановлении Верховного Суда от 11 сентября 2019 года по делу № 922/3010/18 изложена аналогичная правовая позиция: если общество не внесет соответствующие изменения в устав через год после вступления в силу Закона, то положения устава, которые ему не соответствуют, не применяются, при этом участники общества должны руководствоваться нормами Закона.

Отдельного внимания заслуживает практика государственных регистраторов в этой части: одни считают, что неприведение устава в соответствие с Законом блокирует возможность проведения каких-либо регистрационных действий в ЕГР, другие же в устном порядке отказывают в государственной регистрации, мотивируя это необходимостью сначала изменить редакцию устава, а потом уже проводить дальнейшие регистрационные действия. По моему убеждению, и первая, и вторая позиции не соответствуют Закону о регистрации, пунктом 5 части 1 статьи 28 которого определено, что основанием для отказа в государственной регистрации является случай, когда поданные документы противоречат требованиям Конституции и законов Украины. То есть законодательство предоставляет госрегистратору полномочия проверять документы на соответствие законодательству. Но государственный регистратор не наделен функциями анализировать ранее зарегистрированную редакцию устава на предмет ее соответствия действующему законодательству в случае, если заявителем предоставлены документы для государственной регистрации изменений к сведениям, которые содержатся в ЕГР и не связаны с изменениями в учредительных документах. Считаю, что регистратор ни в коем случае не должен отказывать в государственной регистрации на таких основаниях.

Не лишним будет напомнить, что не так давно, 3 февраля 2021 года, Верховной Радой Украины во втором чтении был принят Закон Украины «О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины относительно устранения правовых коллизий в требованиях к уставам обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью» № 1183-IX. В частности, изложена в новой редакции часть 4 статьи 82 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины и прописано, что перечень сведений, которые должны содержаться в уставах ООО и ОДО, определяется исключительно (!) Законом. Таким образом, будет ликвидирована коллизия, существующая в положениях двух законов — части 4 статьи 82 ХК Украины (где среди прочего установлено, что устав ООО, кроме сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере долей каждого из участников, размере, составе и порядке внесения ими вкладов) и статье 11 Закона.

Анализ действующей статьи 11 Закона свидетельствует об отсутствии необходимости включения в устав сведений об участниках, поскольку частью 5 данной нормы установлено, что в уставе общества указываются (1) полное и сокращенное (при наличии) наименования общества; (2) органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений; (3) порядок вступления в общество и выхода из него.

Подытоживая, можно с уверенностью утверждать, что «старые» уставы ООО и ОДО продолжают действовать, но только в той части, которая прямо не противоречит новому законодательству.

 Виталий ЖЕЛИНСКИЙ  — заместитель директора Департамента нотариата и государственной регистрации Министерства юстиции Украины, к.ю.н., г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA