В современном мире отдых, рекреация, туризм, оздоровление являются одними из наивысших социальных ценностей. В связи с ростом доходов населения экономически развитых стран, увеличением общеобразовательного уровня людей, развитием транспортного сообщения туризм приобретает все большее значение, поскольку является универсальным инструментом, сочетающим в себе экономические механизмы, международное сотрудничество и полноценный отдых граждан.
Люди оставляют свои дома с целью посетить новые места, обогатить себя знакомством с памятниками истории, культуры и искусства. Кроме того, индустриальное развитие цивилизации, загрязнение экологических систем вокруг больших промышленных районов, увеличение психологической нагрузки на человека из-за ускорения темпа жизни заставляют все большее количество людей отправляться на оздоровление в экологически благополучные регионы планеты. Таким образом, туризм стал не только самостоятельной отраслью экономики многих государств, но и жизненно необходимой формой удовлетворения потребностей человека в восстановлении жизненных сил.
Не является исключением и Украина. В частности, по данным Государственной службы туризма и курортов, в течение 2010 года Украину посетили 21,1 млн въездных (иностранных) туристов, что на 2 %, или почти на 381,2 тыс. лиц, больше, чем в 2009 году. В то же время доля выездного турпотока в 2010 году составила 17,2 млн лиц и по сравнению с 2009 годом увеличилась на 12 %, или на 1,8 млн лиц.
Вообще, понятие «туризм» закреплено в статье 1 Закона Украины «О туризме». Согласно данной статье, это временный выезд лица с места обитания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или других целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте, куда оно отбывает.
Следует отметить, что туризм осуществляется путем реализации комплекса прав, закрепленных Конституцией Украины, в частности, права на отдых, свободу передвижения, охрану здоровья, безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, удовлетворение духовных потребностей и других прав. Материальной же базой его совершения является огромное количество природных ресурсов, коими богата наша страна и которые используются в туристических целях.
Таким образом, можно сделать вывод, что туризм является не только хозяйственной деятельностью по предоставлению соответствующих услуг и их потреблению, но и формой природопользования. Данное утверждение свидетельствует о том, что правовая регламентация туризма осуществляется как положениями специальных законодательных актов в сфере туризма, среди которых первое место занимает Закон Украины «О туризме», так и системой норм природоресурсного права как части экологического права Украины — нормативно-правовыми актами, регулирующими правовой режим тех или иных природных ресурсов (Земельный кодекс Украины, Лесной кодекс Украины, Водный кодекс Украины, Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» и др.).
Интерес в данном случае представляет анализ норм вышеуказанных актов в отношении закрепления ими общего права природопользования граждан на природные ресурсы, используемые в целях туризма как общедоступного бесплатного права пользования граждан природными ресурсами для удовлетворения жизненно важных потребностей. Обусловлен такой интерес существенным ущемлением указанного права, особенно в области рекреации и туризма, что подтверждается многочисленными примерами «захвата» прибрежных защитных полос частными лицами для постройки различных сооружений не рекреационного назначения для личных целей (особенно такая практика распространена в АРК); массовой практикой перевода земель рекреационного назначения под строительство и другие цели, незаконного установления заборов и ограждений вокруг территорий, предназначенных для отдыха и туризма; взиманием платы за проход (посещение) туристических объектов и др.
В соответствии со статьей 63 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» для целей массового отдыха и туризма предназначены участки суши и водного пространства, именуемые рекреационными зонами. То есть для обозначения природных ресурсов, предназначенных для туризма, законодатель использует термин «ресурсы, необходимые для удовлетворения рекреационных, туристических потребностей». Причем удовлетворению таких потребностей способствуют различные виды рекреационных (туристических) занятий, а именно: пешие и конные прогулки, купание и плавание, катание на лодках, катамаранах, сплав на надувных лодках (рафтинг), серфинг, сбор различных трав и растений и др., — осуществляемых на основании права общего рекреационного природопользования соответствующими ресурсами.
Так, согласно статье 66 Лесного кодекса Украины, право общего рекреационного лесопользования закреплено как составляющая часть права общего пользования лесом и предусматривает право граждан на свободное пребывание в лесу; бесплатный, без выдачи специального разрешения, сбор для собственного потребления дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и др.
Статьей 47 Водного кодекса Украины право общего рекреационного водопользования закреплено как составляющая часть права общего пользования водными объектами и включает право граждан на купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство.
Относительной новеллой водного законодательства, принятой с целью устранения нарушений прав граждан на общедоступное пользование пляжем, являются изменения, внесенные Законом Украины № 2754-VI от 2 декабря 2010 года в статью 88 Водного кодекса Украины, о прибрежных защитных полосах. Вышеуказанными изменениями было закреплено право беспрепятственного и бесплатного доступа граждан к побережьям морей, морских заливов и лиманов в пределах пляжной зоны для общего водопользования, а также предусмотрена обязанность пользователей пляжем (частных лиц) обеспечить беспрепятственный и бесплатный проход вдоль берега моря, морского залива или лимана. Кроме того, установлено, что в пределах населенных пунктов местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления выделяются и обустраиваются пляжные зоны для беспрепятственного и бесплатного пользования.
К сожалению, указанные изменения касаются исключительно пляжных зон морей, морских заливов и лиманов, вопрос о регулировании беспрепятственного и бесплатного пользования гражданами пляжами вдоль рек и озер, как и создание пляжей и их использование за пределами населенных пунктов, до сих пор остается открытым.
Право общего природопользования также закреплено в статье 9 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины», согласно которой граждане могут использовать территории и объекты природно-заповедного фонда Украины в оздоровительных и других рекреационных целях, при условии соблюдения установленных требований к охране, воспроизводству и использованию их природных комплексов и отдельных объектов.
В отличие от водного, лесного и природоохранного законодательства, право общего рекреационного землепользования как составляющая часть права общего пользования землей не нашло своего отражения. Только в статье 83 Земельного кодекса Украины упоминаются земли общего пользования в пределах населенных пунктов; некоторые из них могут использоваться в рекреационных целях (в частности, парки, пляжи). Нерешенным же остается вопрос о возможности реализации права общего рекреационного землепользования за пределами населенных пунктов. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с активным развитием сельского зеленого туризма, а также появлением частной собственности на земли рекреационного назначения и, как следствие, урегулированием интересов собственников таких земель и общественной необходимостью в удовлетворении рекреационных потребностей за счет таких земель.
Таким образом, несмотря на некоторые положительные сдвиги в отношении правового регулирования права общего рекреационного природопользования (относительно пляжных зон), данный вопрос остается нерешенным. На мой взгляд, его решение возможно путем принятия изменений, в частности дополнением статьи 52 Земельного кодекса Украины положением о возможности общего использования земель рекреационного назначения, а в последующем принятием специального нормативного акта, предметом регулирования которого были бы исключительно отношения рекреационного использования природных ресурсов и их правового режима, а также порядок осуществления рекреационной (туристической) деятельности с использованием соответствующих ресурсов. Примером документа, в котором частично отображены указанные вопросы, является Положение о рекреационной деятельности в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины, утвержденное приказом Министерства охраны окружающей природной среды № 330 от 22 июня 2009 года.
СЕМЕНЕЦ Ольга — юрист ЮФ AGRECA, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…