Турбизнес. Кто за что в ответе? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (703) » Турбизнес. Кто за что в ответе?

Турбизнес. Кто за что в ответе?

Рубрика Тема номера

По данным администрации Го­судар­­ственной пограничной службы Укра­ины, выездной поток туристов в 2010 году составил 17,2 млн человек и увеличился на 12 % по сравнению с 2009 годом. Таким образом, вопрос о качестве предоставляемых туристических услуг является актуальным для большого количества наших сограждан.

Выбирая поездку, а словами закона — «туристический продукт», каждый из нас ищет оптимальное соотношение между ценой и качеством тура. При этом вследствие выбора, сделанного в пользу того или иного предложения туроператора или турагента, результат не всегда удовлетворяет ожидания потребителя, что влечет за собой жалобы и судебные споры.

Минимизировать риски возникновения подобных ситуаций возможно лишь предварительно разобравшись в том, за какие действия и какую ответственность несут туроператор и турагент, а также что не покрывается их ответственностью. Иными словами, в каких случаях и кому можно подавать жалобы, если вы недовольны качеством предоставленных услуг «представителями» туристического бизнеса?

В первую очередь нужно обратить внимание на Закон Украины «О туризме», в частности статью 5, содержащую определения туристического оператора и туристического агента. Указанная норма свидетельствует о том, что туроператор и турагент имеют различный статус при осуществлении и/или обеспечении туристической деятельности. Главное отличие в том, что туроператор ведет исключительную деятельность по организации и обеспечению создания туристического продукта, а турагент — посредническую деятельность по реализации такого продукта туроператора, характерных и сопутствующих услуг, а также туристических услуг других субъектов туристической деятельности. К таким «другим субъектам» принадлежат лица, предоставляющие услуги временного размещения, питания, экскурсионные и другие туристические услуги, гиды-переводчики, экскурсоводы, спортивные инструкторы, проводники и др.

Кроме того, туроператор должен в установленном порядке получить лицензию на туроператорскую деятельность. Напомним, что Закон Украины «О внесении изменений в законодательные акты Украины относительно ограничений государственного регулирования хозяйственной деятельности» от 19 октября 2010 года, вступивший в силу с 1 января 2011 года, отменил необходимость получения турагентом лицензии на турагентскую деятельность. Следует отметить, что туроператор также может реализовывать и предоставлять туристические услуги, заниматься посреднической деятельностью по предоставлению характерных и сопутствующих услуг без получения каких-либо дополнительных лицензий или разрешений.

Следовательно, можно сделать вывод, что деятельность туроператора более ограничена и законодательно урегулирована, чем деятельность турагента. Ниже пойдет речь об ответственности упомянутых субъектов перед туристами.

В целом туристический бизнес регулируется законами Украины «О туризме» и «О защите прав потребителей», Лицензионными условиями совершения туроператорской и турагентской деятельности, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по регуляторной политике и предпринимательству, Министерства культуры и туризма Украины № 111/55 от 11 сентября 2007 года, а также Гражданским и Хозяйственным кодексами в части имущественных правоотношений. Несмотря на название нормативного акта, которым утверждены Лицензионные условия, в том числе и для турагентской деятельности, следует отметить, что упомянутый приказ не приведен в соответствие с законами Украины «О туризме» и «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» и его нормы о лицензировании туристической деятельности в настоящее время не применяются.

Поскольку претензии потребителей могут возникать вследствие разных причин, попробуем разобраться, на что может рассчитывать турист в результате неисполнения обязательств по договору, предоставления некачественных услуг, в случае банкротства туроператора или неполучения визы.

За неисполнение своих обязанностей туроператор, турагент и другие субъекты туристической деятельности несут имущественную и другую ответственность, определенную в договоре. При этом размер имущественной ответственности указанных лиц не может превышать размер фактически нанесенного ущерба. Также в договоре туроператор (турагент) может ограничить свою ответственность размером двойной оплаты стоимости туристического продукта.

С практической точки зрения сложным остается вопрос о качестве предоставленных туристических услуг. Закон Украины «О туризме» содержит норму, в соответствии с которой качество туристических услуг должно соответствовать условиям договора. Порядок и способы защиты нарушенных прав туристов определяются законодательством о защите прав потребителей. Кроме того, указанный Закон закрепляет правило о том, что потребителю туристического продукта до начала предоставления туристических услуг должна быть предоставлена информация обо всех условиях тура, в том числе: характеристика транспортных средств, совершающих перевозку, их вид, категория, сроки стыковки, характеристика отелей, других мест размещения, обряды местного населения, памятники истории, культуры, правила въезда в страну временного пребывания и правила пребывания в такой стране, виды, способы питания и другая необходимая информация. В то же время в Законе не указано, кто должен предоставлять такую информацию — туроператор или тур­агент и в каком виде — письменном или устном.

В некоторых случаях сложно доказать предоставление некачественного туристического продукта, особенно если туристу не понравилось обслуживание. Часто на практике возникают ситуации, когда по прибытии в отель турист получает отличный от забронированного номер. Итак, вопрос первый: был ли указан тип номера в ваучере?

Статья 23 Закона Украины «О туризме» предусматривает обязательное указание в ваучере только названия, адреса, номера телефона объекта размещения, его типа и категории, режима питания. Тип номера не является обязательным элементом ваучера. В случае отсутствия в ваучере указаний относительно типа номера доказать, какой именно номер должен был быть забронирован туроператором, будет невозможно. Следовательно, в описанном случае выводы о некачественном туристическом продукте являются сомнительными.

Важно помнить, что, руководствуясь нормами Закона Украины «О защите прав потребителей», турист может предъявлять претензии вследствие предоставления некачественного туристического продукта как к турагенту, так и к тур­оператору, поскольку туроператор фактически является изготовителем туристического продукта. Более того, законодательство Украины содержит и другие гарантии, направленные на защиту интересов туристов. С целью обеспечения прав и законных интересов граждан — потребителей туристических услуг тур­оператор и турагент обязаны осуществлять финансовое обеспечение своей гражданской ответственности перед туристами.

Для туроператора минимальная сумма такого обеспечения равна 20 000 евро, если туроператор занимается исключительно въездным или внутренним туризмом — 10 000 евро, для турагента такая сумма составляет 2000 евро. Но эти суммы могут быть использованы для удовлетворения требований только в случае неплатежеспособности или вследствие возбуждения дела о банкротстве туроператора или турагента. Очевидно, что даже 20 000 евро не покроют расходы туристов, связанные с возвращением на место проживания, компенсацией стоимости непредоставленных услуг.

Рассматривая нормы, предусматривающие ряд гарантий для потребителей туристических услуг, следует также обратить внимание на те сферы, за которые ответственен туроператор или турагент. В частности, обязательное страхование туристов, которое обеспечивается субъектами туристической деятельности на основании договоров со страховщиками.

Так, расходы при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания несет страховщик. Турагент является лишь посредником и не несет ответственности за некачественно предоставленные услуги страховой компании. По требованию туриста туроператор или турагент обеспечивают страхование других рисков, связанных с путешествием, в частности, покрытие расходов, связанных с аннулированием договора на туристическое обслуживание (по инициативе туриста). Такая ситуация может возникнуть в результате невыдачи визы консульским учреждением.

Следует помнить, что туроператор или турагент обязаны предоставить только информацию о документах, необходимых для выезда за границу, а не гарантию выдачи такой визы. Туроператор или тур­агент могут подать документы туриста на рассмотрение для получения визы, но при этом не несут ответственности и не могут гарантировать положительный результат. Похожая ситуация и с авиаперевозками: турагент или туроператор не несут ответственности за задержку или отмену рейса.

В заключение отмечу, что во избежание испорченного отдыха следует внимательно изучать не только предоставленную турагентом и/или туроператором информацию, но и внимательно ознакомиться с договором на туристическое обслуживание. Кроме того, рекомендую туристам получать и/или сохранять любые доказательства о нарушении, некачественном исполнении представителями туристического бизнеса их обязанностей, особенно в случаях, когда неприятности произошли за границей, что осложняет впоследствии вызов свидетелей для рассмотрения спора.

ПАЛИЙ Наталья — юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Прекращение регистрации

Акцент

Вздохнем свободней?

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Скрытые угрозы благих намерений

Налоговая недостаточность

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правила усыновления изменены

Правила содержания под стражей предлагают изменить

КСУ займется спецподготовкой кандидатов в судьи

Дополнительные ограничения для игорного бизнеса

Документы и аналитика

Взыскание инфляционных и годовых

В какой суд идти с жалобой на ГИС?

Книжная полка

Ответственность милиции

Защита прав: примеры

Неделя права

Увольнение за «неуд»

Неделя права

Новости из-за рубежа

Microsoft пригласила спамеров в суд

Судьям выдадут маячки

Неделя права

Правомерно ли облагают?

Неделя права

Новости из-за рубежа

Право на свободный доступ к Интернету

Неделя права

Преступление и компенсация

БесСрочные рекомендации

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ отказал ПАО «Банк Форум» в удовлетворении требований о взыскании за счет предмета ипотеки

Рассмотрение спора по иску ОАО «Авиакомпания «Сибирь» перенесли на осень

ВАСУ подтвердил законность актов ВСЮ

Новости юридических фирм

Частная практика

Андрей Стельмащук пополнил партнерский состав ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Партнер ЮФ «Салком» назначен временным администратором «Инпромбанка»

МЮК «Александров и Партнеры» выпустила вторую редакцию книги «Практическое пособие: Сделки М&А на Украине. Правовые аспекты»

Общество

Загария взялся за новое

Планы

Лицом к рынку

Рабочий график

Второй квалифэкзамен

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Налогообложение игорного бизнеса

Действие закона во времени

Принудительное исполнение

Самое важное

Руководство с одесским загаром

Судебная практика

На все четыре стороны

Фактор неисполнения

Судебная практика

Судебные решения

О порядке обращения взыскания на предмет залога

О порядке расчета гонорара адвоката за предоставление правовой помощи

Тема номера

Туризм как форма природопользования

Турбизнес. Кто за что в ответе?

Частная практика

Национальный интерес

Инвестиционный практикум

Юридический форум

Футбольные страсти

Обменялись опытом

Інші новини

PRAVO.UA