В настоящее время на Украине за нарушение законодательства о труде предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Так, за нарушение требований законодательства о труде статьей 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) на должностных лиц предприятий, учреждений или организаций и предпринимателей может быть наложен штраф. Кроме того, частью 1 статьи 172 Уголовного кодекса Украины (УК) за грубое нарушение законодательства о труде предусмотрены санкции в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ареста. Не стоит забывать и о дисциплинарной ответственности, которую за нарушение некоторых положений законодательства о труде несут работники в соответствии со статьей 147 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ). На практике возможна ситуация, когда из-за неправильного определения объекта нарушения (правонарушения, преступления) к лицу могут быть необоснованно применены санкции, предусмотренные КУоАП, КЗоТом и УК, за нарушение законодательства о труде, фактически не являющегося таковым. Поэтому в настоящий момент существует острая необходимость в интерпретации термина «законодательство о труде» и выяснении его признаков.
Прежде всего определимся с тем, какие нормативно-правовые акты относятся к законодательству о труде. Для этого обратимся к КЗоТу, определяющему правовые основы и гарантии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своими способностями к продуктивному и творческому труду.
Так, статья 4 КЗоТа относит к законодательству о труде упомянутый Кодекс, а также прочие акты законодательства Украины, принятые в соответствии с ним. Отмечу, что термин «законодательство» довольно широко используется в отраслях права и, как правило, в значении совокупности законов и прочих нормативно-правовых актов, являющихся их источниками и регулирующими ту или иную область общественных отношений. Вместе с тем бланкетный способ изложения элемента нормы права в статье 4 КЗоТа требует определения совокупности нормативно-правовых актов, относящихся к актам законодательства о труде. Поэтому попытаюсь определить круг источников права, входящих в понятие законодательства о труде.
Для интерпретации термина «законодательство» обратим внимание на решение Конституционного Суда Украины (КСУ) по делу по конституционному обращению Киевского городского совета профессиональных союзов относительно официального толкования части 3 статьи 21 КЗоТа (дело о толковании термина «законодательство») (см.: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=v012p710-98) № 12-рп/98 от 9 июля 1998 года, дела № 17/81-97 и № 1-1/98.
Так, в пункте 1 резолютивной части Суд определил, что термин «законодательство», употребляемый в части 3 статьи 21 КЗоТа относительно определения сферы применения контракта как особой формы трудового договора, следует понимать как законы Украины, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины, а также постановления Верховного Совета Украины, указы Президента Украины, декреты и постановления Кабинета Министров Украины, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины.
Отметим, что КСУ определяет толкование термина «законодательство» только для конкретного случая, предусмотренного частью 3 статьи 21 КЗоТа. Возможно ли применить аналогию закона в такой ситуации и применить толкование КСУ для других норм КЗоТа? Полагаем, что перечень нормативно-правовых актов, приведенный в упомянутом решении КСУ, не является исчерпывающим для трудовых отношений, регулируемых прочими статьями этого Кодекса. Прежде всего, в совокупность понятия законодательства о труде целесообразно включить нормативно-правовые акты министерств и других органов исполнительной власти, также являющиеся источником норм трудового права.
Вместе с тем в соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР», устанавливающим, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства СССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины. Поэтому в отраслях права продолжают применяться некоторые законодательные акты бывшего СССР или их отдельные положения. Таковыми в отрасли трудового права являются, например, Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам № 213 от 20 июля 1984 года.
Обратим внимание, что в соответствии со статьей 57 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. В противном случае они считаются недействительными. Кроме того, на основании Указа Президента Украины «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» № 493/92 от 3 октября 1992 года с 1 января 1993 года нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля, и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и вступают в силу лишь через 10 дней после нее, если в них не установлен более поздний срок вступления в силу.
Таким образом, за нарушение недействительного закона или не вступившего в силу нормативно-правового акта министерств и других органов исполнительной власти «виновное» лицо не может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем на некоторые упомянутые нормативные акты министерств и других органов исполнительной власти не распространяется требование о государственной регистрации. Так, на основании пункта 5 Положения «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 731 от 28 декабря 1992 года, на государственную регистрацию не предоставляются, в том числе, нормативно-технические документы, например, Справочник квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 336 от 27 декабря 2006 года. Что касается применения равносильных специальных правовых норм, то из них целесообразнее выбрать ту, которая содержится в более позднем акте.
Статья 4 КЗоТа также относит к законодательству о труде прочие акты законодательства Украины, принятые в соответствии с данным Кодексом. Указанная норма подразумевает согласованность прочих актов законодательства о труде с положениями КЗоТа. Однако некоторыми вступившими в силу законами Украины, регулирующими трудовые отношения, могут быть установлены специальные нормы, не согласованные с КЗоТом или не предусмотренные его положениями, что объективно является неизбежным на данном этапе развития украинской государственности. При такой правовой коллизии оснований не принимать во внимание нормы упомянутых законов в угоду «более пожилому» КЗоТу — нет.
Кроме того, акт законодательства о труде должен относиться именно к отрасли трудового права, то есть в нем должны устанавливаться правовые нормы, регулирующие институты трудового права, трудовые отношения или их элементы. Например, типовые формы первичной учетной документации по труду, утвержденные приказом Государственного комитета статистики «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» № 489 от 5 декабря 2008 года, такие как: П-1 «Приказ (распоряжение) о приеме на работу», П-3 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска», П-5 «Табель учета рабочего времени», — не относятся к законодательству о труде. Потому что данный приказ принят в соответствии с Законом Украины «О государственной статистике» от 17 сентября 1992 года, регулирующим правовые отношения в области государственной статистики, а значит законодательством, регулирующим трудовые отношения, не является.
Таким образом, под термином «законодательство о труде» целесообразно понимать КЗоТ, а также совокупность действующих нормативно-правовых актов (международно-правовых актов, законов, подзаконных актов и др.), регламентирующих институты трудового права, определенные трудовые отношения или их обособленные элементы.
ДРУШЛЯК Александр — независимый консультант, г. Севастополь
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…