16 июня 1994 года Украина вошла в десятку стран, подписавших с Европейским сообществом (ЕС) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (Соглашение). Указанный акт был ратифицирован Верховным Советом Украины в том же году 10 ноября.
Внимание в Соглашении сконцентрировано на таких основных принципах развития отечественного законодательства, как «необходимость развития стабильных институтов гарантирования демократии, верховенства права и прав человека». Следует отметить, что статья 51 Соглашения содержит следующее положение: «…важным условием для укрепления экономических связей между Украиной и Европейским сообществом считается адаптация нынешнего и будущего законодательства Украины к законодательству ЕС… Украина должна приложить максимум усилий для обеспечения постепенного согласования национального законодательства с законодательством Сообщества… в сферах законодательства о компаниях, бюджете предприятия и налогах, защите рабочего на рабочем месте, правилах конкуренции, государственном обеспечении, защите здоровья и жизни человека…» Прежде всего это означает, что Украина заявила о своем европейском выборе и что для первых шагов в направлении к ЕС необходимо принять целый ряд нормативно-правовых актов, среди которых и Трудовой кодекс Украины (ТК). То есть все говорит о том, что появились не только правовые и политические, но и экономические предпосылки для того, чтобы значительно усилить трудовое право и гарантии для работников предприятий, учреждений и организаций. Развитие рыночной экономики Украины, постепенная интеграция в Европейское сообщество требуют постоянного усовершенствования трудового законодательства (в частности, организации и оплаты работы), приведения его в соответствие с международными нормами и стандартами.
Однако, несмотря на то что наше государство заявило о своей проевропейской ориентации, проект ТК почему-то разрабатывался при участии Соединенных Штатов Америки — страны с отличными от европейских системой и принципами трудового права.
Проект ТК, принятый в первом чтении Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины голосами 318 народных депутатов из 442, зарегистрированных в зале, многими своими положениями значительно отличается от европейских стандартов.
Например, в Европейском Союзе продолжительность рабочей недели составляет 37 часов, и наблюдается тенденция дальнейшего сокращения рабочего времени. Отечественный законодатель вместо старой нормы о продолжительности рабочей недели «не более 40 часов» предлагает четко закрепить 40 часов.
В странах ЕС минимальная оплата работы не может быть менее 900 евро; в проекте же ТК не закреплены даже нормы гарантированного государством прожиточного минимума и минимальной заработной платы и методик их расчетов.
По данным Мирового банка, в Великобритании минимальная заработная плата равняется 6,4 прожиточного минимума, во Франции — 4,7, в США — 2,6, в Польше — 1,5, в Эстонии — 1,3; на Украине же размер минимальной заработной платы составляет 0,69 прожиточного минимума, утвержденного законом.
Также следует обратить внимание на то, что если Европа взяла курс на обеспечение безопасных для здоровья работников условий работы путем наложения на работодателя штрафных санкций за нанесение опосредованного вреда здоровью работника, то в проекте ТК понятие расчета влияния условий работы на здоровье работника вообще отсутствует, а предусмотренные мизерные компенсации не могут покрыть расходы на восстановление здоровья даже при возможности их получения.
Впрочем, нет худа без добра — есть и положительные моменты. Само принятие нового Трудового кодекса (пусть и в проекте) очень своевременно. Ныне действующий Кодекс законов о труде сохранился еще с советских времен. Однако административная система регулирования плановой экономики сегодня заменена системой свободной конкуренции товаров и услуг, а темпы развития экономики нашего государства — наивысшие в Европе. Фактическое распространение рыночных отношений практически на все сферы повседневной жизни сопровождалось кардинальными изменениями в структуре производства, обусловило формирование новых секторов экономики. Как следствие, реформируются и формы организации труда. Введены неполная и вторичная занятость, играющие важную роль в создании новых рабочих мест, благодаря чему лицо может реализовать свое право на труд разными путями — заключением трудового договора на одном или на нескольких предприятиях одновременно, в частных фирмах, с физическими лицами, наконец просто заняться предпринимательской деятельностью и обеспечивать себя работой самостоятельно.
Наряду с традиционными системами организации и оплаты работы практикуются новые, продиктованные условиями, возникшими в отношениях между сторонами производственного процесса. Назрела необходимость упорядочить этот процесс. Но если старый КЗоТ фактически не регулирует значительную часть современных общественных правоотношений в сфере трудового права, то в проекте нового ТК вопросы относительно нормирования работы и систем оплаты работы, а также порядка государственного регулирования и контроля в этой сфере недостаточно обработаны, а нормы, содержащиеся в проекте Трудового кодекса, являются отсылочными и имеют декларативный характер.
Следует подчеркнуть, что европейское трудовое право базируется на профсоюзном движении и коллективных договорах. Положительно то, что в проекте Трудового кодекса Украины регламентирована защита профессиональными союзами трудовых прав работников. Четко указано, что профессиональные союзы и их объединения в своей деятельности независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления, работодателей, других общественных организаций, политических партий; им не подотчетны и не подконтрольны. На законодательном уровне запрещены вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, работодателей, их объединений в деятельность профсоюзов, их организаций и объединений. Но с учетом указанных выше недостатков защита профессиональными союзами трудовых прав работников, к сожалению, также остается исключительно декларативной нормой закона.
Для окончательного принятия в виде законодательного акта, отвечающего требованиям законодательства стран Европейского сообщества, данный проект ТК требует серьезной доработки с учетом особенностей рыночной экономики, современных форм трудовых отношений и существующих в стране проблем занятости населения.
По моему мнению, необходимо законодательное закрепление продолжительности рабочей недели не более 35 часов в неделю, размера минимальной почасовой заработной платы и дифференциация ее с учетом изменений на производстве. Целесообразно было бы ввести процедуру выплаты заработной платы с обязательной выдачей каждому работнику расчетных карточек, где может быть указано, какой процент составляет начисленная зарплата в среднем потребительском бюджете, а также внести целый ряд других изменений, содействующих усовершенствованию трудового законодательства Украины и интеграции нашего государства в Европейское сообщество.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…