Государство декларирует намерение добиться выполнения законодательства о труде и занятости, для чего была инициирована масштабная «перестройка» в этой сфере. Вступили в силу нормативные акты, направленные на исполнение Закона Украины «О занятости населения», а в скором времени будет утвержден новый порядок проведения проверок соблюдения трудового законодательства на предприятиях.
Нарушения и наказания
10 августа с.г. вступил в силу Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о занятости населения, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 июля 2013 года № 509 (Порядок). Перечень нарушений и размеры штрафов, как известно, установлены Законом Украины «О занятости населения».
Штрафы налагаются председателем Государственной инспекции Украины по вопросам труда (Гоструда), его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями, начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями. Решение о взыскании штрафа будет приниматься на основании акта о выявленных инспектором при проверке предприятия нарушениях. Дело должно быть рассмотрено в 25-дневный срок после составления акта. При рассмотрении дела заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и решается вопрос об удовлетворении ходатайства.
Штраф будет налагаться на работодателей, нарушивших установленный порядок предоставления отчетов о запланированном массовом высвобождении работников. Санкции будут применяться и к работодателям, не придерживающимся квот по трудоустройству инвалидов и других категорий незащищенных граждан. Согласно Порядку, штраф предусмотрен и за аутсорсинг внутри страны без разрешения. Важно отметить, что Закон Украины «О занятости населения» пока позволяет налагать штрафы только на кадровые агентства. При этом работодатель, который использует «нетипичные» трудовые отношения с нарушением законодательства, не несет ответственности.
Положения документа позволяют задействовать принципиально-новые механизмы. Например, ранее можно было привлечь к ответственности работодателя за отказ в приеме на работу, выраженный в письменной форме. Теперь же достаточно работодателю заказать рекламу с дискриминационными условиями (например, «нежелательность» работников с наличием детей), и на него будет наложен штраф. Тем не менее, как сообщают специалисты, «некорректные» объявления не исчезли: работодатели указывают дискриминационные требования на некоммерческой основе, например, размещая объявления возле помещений фирм и отрицая затем свое «авторство».
Юристы подчеркивают, что новый документ внедряет наложение штрафов непосредственно на предприятия, тогда как сейчас предусмотрена административная ответственность должностных лиц по Кодексу Украины об административных правонарушениях. «Данный нормативно-правовой акт теперь урегулировал порядок наложения штрафов на работодателей и рекламодателей, чего раньше не было. Лично я считаю, что это шаг вперед, но то, что этот порядок изложен в отдельном документе, опять-таки подтверждает желание законодателя распылять нормы по разным актам и создавать лишние хлопоты всем участникам этих правоотношений. Что касается собственно самих штрафов, то субъектами являются разные лица: с одной стороны, это должностные лица, а с другой — предприятия, где было совершено нарушение. Поэтому речь о дублировании ответственности не идет», — отмечает Алексей Шевчук, партнер ЮА «Шевчук и Партнеры».
Вместе с тем, по прогнозу г-на Шевчука, случаи выявления нарушений и наложения штрафов будут «единичны». Проблема трудовых отношений — не в низком уровне нормативной базы. «Нормативные акты принимаются наравне с сегодняшними реалиями, но, осуществляя контроль, органы руководствуются положениями, соответствующими реалиям 30-летней давности. Инспектор по труду не может выйти за пределы полномочий при осуществлении проверки, — подчеркивает юрист. — Вопрос в том, что контролирующие органы не имеют действенных механизмов реализации ни с точки зрения нормативной базы, ни со стороны достаточного штата работников».
Как оказалось, государство в настоящий момент предпринимает шаги для целостного обновления системы контроля за соблюдением трудовых прав. 10 сентября с.г. на сайте Минсоцполитики был обнародован проект Порядка проведения проверок должностными лицами Гоструда (проект Порядка).
Арсенал инспекции
Проект Порядка, как и действующий в настоящее время, базируется на основе Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (Закон). Тем не менее есть некоторые отличия от Закона. К примеру, направление на проведение внеплановой проверки сможет подписывать не только председатель Гоструда и его заместитель, но и руководители территориальных органов.
Документ более конкретизирован и, следовательно, полезен для инспекторов. Так, уточняется, что понимать под таким этапом проверки, как работа с документами, предоставленными для проверки (ознакомление с учредительными документами, копиями документов, подтверждающих гражданство наемных работников, документами, связанными с размещением рекламы об услугах по трудоустройству и т.д.).
Инспекторы будут вправе, в частности, осуществлять фото- или видеофиксацию рекламы о вакансии (прием на работу), а также «свободно общаться» с работниками объекта контроля. Объект контроля имеет право предоставить замечания (возражения) к акту проверки, но только в течение трех рабочих дней.
Однако Проект не обязывает работодателей предоставлять рабочее место инспектору с телефонной связью, множительной техникой и другими техсредствами.
Запреты и предписания
В целом складывается впечатление, что компетенция инспекторов будет более четко очерчена. Им будет запрещено подменять работников объекта контроля при проведении расчетов или перерасчета размера принадлежащих работникам средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии требованиям нормативно-правовых актов тех или иных локальных актов объекта контроля с целью их дальнейшей передачи (в том числе уволенным работникам). Кроме того, им запрещается проверять и принимать решения по вопросам, которые подлежат непосредственному рассмотрению в судах, и, что интересно, «рассматривать и проверять вопросы, относительно которых вступило в силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту исполнения таких решений». Последние изменения оправданы, по мнению Елены Степаненко, заместителя председателя Комитета по трудовому праву Ассоциации юристов Украины. «Задача инспекторов — осуществление контроля за соблюдением их собственных предписаний, а не полноты решений суда», — отмечает она.
Проект конкретизирует сферу применения предписания — обязательного для выполнения в определенные сроки письменного требования об устранении нарушений требований законодательства. «Предписание не может содержать требований о восстановлении трудовых прав работников, проведении выплат или доплат, отмене действия приказов или распоряжений объекта контроля», — говорится в Проекте. Также уточняется, что проверка выполнения внесенного предписания является внеплановой и должна быть проведена в течение месяца со дня окончания срока, установленного для исполнения предписания.
Время посещений
Вместе с тем новый порядок не устраняет наиболее принципиальных проблем правоприменения, поскольку для этого следует изменять Закон. В настоящий момент между Законом и Конвенцией Международной организации труда № 81 наблюдается целый ряд отличий. На этом делает акцент, в частности, Ольга Ольховая, руководитель консалтингового агентства по трудовому законодательству «О.Л.Я.».
Проект повторяет норму Закона о том, что внеплановые проверки осуществляются в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, тогда как по Конвенции инспекторы имеют право прийти на предприятие в любое время суток. Ведь теоретически именно во «внерабочее» время можно зафиксировать выполнение сверхурочных работ. Поэтому Гоструда, как сегодня, не сможет в полной мере реализовывать свою функцию контроля за соблюдением норм о рабочем времени.
Подобно Закону Проект позволяет устраивать внеплановые проверки только в присутствии собственника. Конвенция же не содержит такого условия.
Еще в 2008 году Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в своем письме № 4551 указал, что Закон должен соблюдаться в части, не противоречащей указанной Конвенции. Как сообщили в Гоструда, судебная практика по этому вопросу неоднозначна: в некоторых случаях административные суды признавали право инспекторов отдавать приоритет международному акту относительно Закона, а в некоторых — наоборот.
Специалисты Гоструда намерены добиваться пересмотра Закона с целью получить право на внеплановые проверки в любое время. Однако Госпредпринимательство якобы отказывается согласовывать такие законодательные инициативы.
Кроме того, по словам Елены Степаненко, специалисты в сфере трудовых отношений ожидали в Проекте расширения возможностей общественных организаций. К примеру, в условиях дефицита государственных инспекторов их функции можно было бы делегировать представителям гражданского общества, например профсоюзам. Есть предположение, что удастся повлиять на документ в момент его обсуждения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…