Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №48 (831) » Трудности перевоза

Трудности перевоза

Государство подготовило новый законопроект, регулирующий ж/д перевозки, но его положениями могут быть недовольны и представители бизнеса, и пассажиры

Министерство инфраструктуры Украины разработало очередную версию проекта Закона Украины «О железнодорожном транспорте» (Проект), датированную 1 ноября 2013 года. Данный документ в целом повторяет проект с аналогичным названием от 16 июля с.г., прошедший общественное обсуждение, но содержит ряд существенных новаций.

В общих чертах сохраняется модель отношений, описанная в предыдущей редакции законопроекта. «Стратегическая» часть имущества железнодорожной инфраструктуры (пути и станции) останется в государственной собственности в лице «оператора инфраструктуры общего пользования» — публичного акционерного общества «Укрзализныця» (ПАО «УЗ»). При этом предполагается приход в сферу частных «перевозчиков» и «операторов железнодорожного подвижного состава». Тяговым железнодорожным подвижным составом (локомотивами, моторвагонным составом) будет владеть только ПАО «УЗ». Операторы подвижного состава и перевозчики станут заключать договоры аренды с ПАО «УЗ», чтобы получить тяговый состав и использовать его для перевозки.

Тарифный вопрос

Среди принципов тарифообразования появились следующие: «ориентация тарифов внутреннего рынка товаров на уровень тарифов мирового рынка» и «расширение сферы применения свободных тарифов». В тарифы по-прежнему должна включаться инвестиционная составляющая, а их уровень должен быть экономически обоснованным, то есть гарантировать прибыль перевозчику. Кроме инвестиционной составляющей, предполагается инфраструктурная (плата за доступ к объектам стратегической инфраструктуры) и локомотивная (плата за пользование локомотивами). Если же тарифы установлены государством на таком уровне, который не обеспечивает прибыли перевозчику, то разница между тарифами должна покрываться за счет государственного бюджета.

В соответствии со статьей 8 Проекта государственному регулированию на железнодорожном транспорте подлежат: тарифы на услуги инфраструктуры; тарифы на услуги по перевозке пассажиров в социальном сегменте перевозок; тарифы на работы и услуги, связанные с перевозкой пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, согласно перечню работ и услуг, которые определяются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспорта.

Из этого следует, что государство не вправе устанавливать тариф на локомотивную составляющую в тарифе на перевозку багажа. Это выглядит странно, поскольку именно государство в лице ПАО «Укрзализныця» будет выступать собственником локомотивов и прочего движущего состава. Получается, что в каждом отдельном случае цена за предоставление локомотива на перевозку будет устанавливаться на договорных началах.

Государственные регулируемые тарифы на железнодорожном транспорте устанавливаются и изменяются в порядке и в сроки, определенные национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспорта, в соответствии с законодательством, тогда как предыдущая версия требовала устанавливать эти тарифы на срок не менее пяти лет (статья 8 предыдущего проекта).

Была исключена гарантия, согласной которой все средства, полученные оператором инфраструктуры (то есть ПАО «Укрзализныця»), направляются исключительно на осуществление его уставной деятельности. Также в последней редакции не оказалось норм, обязывающих обнародовать новые тарифы до момента введения их в действие.

Изменения для перевозчиков

Добавлена несколько декларативная норма о том, что нарушение собственником подвижного состава требований нормативно-правовых актов в этой сфере является основанием для того, чтобы не допустить движения такого состава (общего и необщего пользования). Однако строгость этой нормы компенсируется отсутствием механизма ее реализации.

Транспортировка железнодорожным транспортом общего или необщего пользования осуществляется на основании договора о предоставлении услуг инфраструктуры, заключенного в соответствии с оператором инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Заключения такого договора не требуется, если транспортировка осуществляется субъектом, во владении которого находится соответствующая инфраструктура или путь. При этом оператор подвижного состава может получать от перевозчика или оператора инфраструктуры информацию, необходимую для осуществления взаимодействия в рамках перевозочного процесса, но почему-то лишь на платной основе.

Стоит отметить, что операторы железнодорожного подвижного состава будут вправе осуществлять свою деятельность только после внесения в соответствующий государственный реестр. В предыдущей редакции указывалось, что основания для отказа во внесении в реестр перечислены в Законе Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Но в новой редакции они изложены в самом тексте законопроекта: основаниями для отказа являются предоставление неполного пакета документов или же выявление в поданных документах недостоверной информации. Решение о внесении в реестр аннулируется в случае установления несоответствия предприятия определенным требованиям законодательства и в случае непредоставления в течение месяца информации об изменениях к документам, которые прилагались к заявлению о внесении предприятия в государственный реестр операторов железнодорожного подвижного состава.

Права пассажиров

Можно заметить, что законопроект неблагоприятно преобразился в регулировании пассажирских перевозок. Так, изменилось определение социального сегмента перевозок, то есть финансируемого за счет государства и предусматривающего более умеренные цены.

Социальный сегмент перевозки пассажиров включает в себя перевозки пассажиров в дальнем сообщении в определенных национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспорта, категориях поездов, вагонов. В предыдущей версии Кабинет Министров Украины определял, какие именно поезда и вагоны составляют социальный сегмент. Как следует из нынешнего определения социального сегмента перевозок пассажиров, он не распространяется на городское и пригородное сообщение.

Кроме того, в социальном сегменте будет регулироваться только стоимость перевозки самих пассажиров, но не их багажа и грузобагажа. Тарифы на перевозку пассажиров в коммерческом сегменте регулируются государством только в части инфраструктурной составляющей.

Пассажиры, к слову, получили новые возможности: право на получение полной стоимости проезда в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства, а также право на возмещение убытков и вреда, если поездка из пункта пересадки не состоялась вследствие опоздания транспортного средства, который доставил его в этот пункт.

Время для дискуссии

Свои претензии к законопроекту высказала Ассоциация предприятий собственников ведомственного транспорта и операторов грузовых железнодорожных перевозок. По словам представителей Ассоциации, законопроект существенно не изменился по сравнению с предыдущей редакцией от 16 июля с.г. в части регулирования грузовых перевозок. Процедуру проведения общественных слушаний они считают несоблюденной: Министерство инфраструктуры Украины якобы не мотивировало, на каких основаниях оно отказывается учесть предложения Ассоциации. Как сообщила «ЮП» президент Ассоциации Наталия Петриченко, законопроект в предложенной редакции грозит отрасли железнодорожных перевозок зарегулированностью. В частности, он содержит огромное количество терминов (при этом следует отметить, что понятийный аппарат в статье 1 Проекта сократился на семь терминов). Также перевозчики усматривают значительный контроль со стороны государства в процедурах лицензирования и сертификации. И, кроме того, они не считают, что закон должен в принципе распространяться на регулирование железнодорожных перевозок необщего пользования.

При этом эксперты в данной сфере отмечают, что процесс принятия железнодорожного закона может растянуться на годы, так как принятие его из-за возможных социальных последствий будет откладываться по политическим причинам. Все зависит от того, насколько зарубежные институции, в частности Европейский банк реконструкции и развития, будут настаивать на реформировании украинского ж/д транспорта. Но, скорее всего, у бизнеса и государства будет время на то, чтобы обсудить законопроект как в плане юридической техники, так и в содержательной части — например, актуальным является вопрос о возможности передачи в частные руки локомотивов.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Международный поход

VOX POPULI

Государство и юристы

О взносе замолвили слово

Акцент

Год за двадцать

Государство и юристы

Трудности перевоза

Форменное однообразие

Деловая практика

Больной спорт

Документы и аналитика

Судебное невмешательство

Книжная полка

Фиксированное обжалование

Неделя права

Новости из-за рубежа

Принудительное лечение наркоманов

Чиновникам ЕС можно не повышать зарплату

Неделя права

Судебный совет

Во избежание конфликта интересов

Гарантии не нарушены

Новости из зала суда

Судебная практика

Налоговый орган пропустил сроки обжалования

АМКУ истребовал информацию, не являющуюся банковской тайной

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «АНК» провела мастер-класс для студентов-юристов

Кофе с юристом

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует UMH group в сделке по продаже 99,9 % акций медиа-холдинга

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» номинирована на The Lawyer European Awards

Отрасли практики

Эффективность трудна

Манера пресечения

ЮФ Pragnum провела бизнес-завтрак «Бестоварные операции и ничтожные сделки: презумпция виновности»

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Международный вектор

Репортаж

Уроки испанского

Решения недели

Судебная практика

Правомерно распределенный НДС

Самое важное

Урок годности

О ректорате

Предельная стоимость

«… а имей ТТН»

Судебная практика

Судебные решения

Последствия передачи земли без изменения ее целевого назначения

Индексация размера алиментов

Судебная практика

Отголоски «матча смерти»

Налоговое браво

Аргументы по факту

Тема номера

Регистрационный спор

Эффект присутствует

Знаковая культура

Плохое проведение

Режимный объект

Частная практика

Нагрудное дело

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: