Допуск к работе без оформления трудового договора — PRAVO.UA
1024x90-ULF-1
2024
прапор_України

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Труд пруди

Замена штрафов за использование нелегального труда письменным предупреждением

Замена высоких штрафов за использование нелегального труда письменным предупреждением может привести к появлению большого количества «черных» работодателей

Допуск сотрудника к работе без оформления трудового договора влечет за собой наложение штрафа в размере 30 минимальных заработных плат, что в 2019 году составляет больше 120 тысяч гривен. Такие санкции законодатели считают экономически необоснованными. Так, за нарушение ряда требований трудового законодательства вместо штрафов к работодателям предлагается применять письменное предупреждение. Такая инициатива зафиксирована в законопроекте «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (относительно устранения норм, нарушающих права и законные интересы работодателей Украины)» (Законопроект № 1233). Законопроект № 1233 уже принят за основу и на момент написания статьи готовился ко второму чтению. Как утверждают его авторы, в существующих экономических условиях применение таких высоких штрафных санкций к представителям малого и среднего бизнеса означает автоматическое банкротство и закрытие бизнеса. Действительно ли это так, помогли разобраться юристы, практикующие в сфере трудового права, представители профсоюзов и организаций работодателей.

До первого предупреждения

Согласно Законопроекту № 1233 вместо наложения штрафа к работодателям, которые фактически допустили сотрудника к работе без оформления трудового договора, оформили работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени или выплачивали заработную плату без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, предлагается применять письменное предупреждение.

Несмотря на то что Законопроект № 1233 призван защитить интересы работодателей, у представителей Федерации работодателей Украины (ФРУ) данная норма вызывает опасение. Наталья Гостева, директор департамента дерегуляции предпринимательской деятельности ФРУ, считает, что в таком случае не будет экономической мотивации у бизнеса легально работать и оформлять трудовые отношения: «Такие субъекты получают конкурентные преимущества за счет более дешевой (но и более некачественной, опасной) продукции, неуплаты налогов, взносов, выведения из-под сферы надзора (контроля), необеспечения безопасности на рабочем месте и социального пакета. Диспозиция этой статьи (в действующей редакции) содержит действительно грубые нарушения законодательства о труде, за которые законодатель в свое время установил усиленную ответственность. Штраф в 30-кратном размере минимальной зарплаты оказывает прежде всего психологический эффект и превентивно мотивирует физических лиц легализировать свою деятельность. Необходимо разделить ответственность так называемых черных работодателей (предпринимательская деятельность физических лиц без зарегистрированного статуса) и легальных работодателей, которые действуют в правовом поле, но допускают нарушения законодательства о труде, и определить штрафы в зависимости от степени правонарушения».

В то же время Законопроектом № 1233 предложено установить, что если вышеперечисленные нарушения будут совершены повторно в течение 365 дней с даты вынесения письменного предупреждения, то к такому работодателю будет применяться штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Подход, при котором даже за первое нарушение выносился хотя бы небольшой штраф, был бы более эффективным стимулом для работодателей соблюдать требования трудового законодательства, считает Инесса Летич, советник Asters: «Например, застройщик, у которого на строительной площадке могут работать двадцать неоформленных строителей, вряд ли будет оформлять таких людей на работу, понимая, что максимальное наказание в случае первого выявления нарушения — это всего лишь предупреждение. Скорее всего, до первой проверки инспекторов труда у такого работодателя не будет веских оснований выводить из тени свои отношения с персоналом».

Как обосновывают нововведения авторы Законопроекта № 1233, штрафные санкции, предусмотренные трудовым законодательством Украины, должны нести превентивный, а не карательный характер. И все же эксперт Центра социальных и трудовых исследований, профсоюзный юрист Виталий Дудин также подчеркивает, что такая либеральная система поощряет к использованию нелегального труда: «Государство и так предупреждает предпринимателей, постоянно проводя разъяснительную работу. Работодатель будет знать, что хотя бы раз в год он сможет использовать труд неограниченного количества неоформленных работников. Это уменьшит наполнение социальных фондов и повысит риски травматизма. Нелегальная работа — слишком грубое правонарушение, чтобы «прощать» его совершение впервые. Сотни компаний, оштрафованных в прошлые годы, будут пытаться избежать ответственности, требуя обратного действия закона во времени в связи с его ослаблением. Такая мера, как письменное предупреждение, даже не отобразится на репутации компании, ведь о предупреждении никто не узнает публично». Профсоюзный юрист напоминает, что рекомендации Международной организации труда (МОТ) 2017 года в плоскости преодоления незадекларированного труда сводились к усилению санкций. Более высокие санкции должны применяться к крупным предприятиям и тем, кто использует труд уязвимых субъектов — беременных, несовершеннолетних, лиц с особыми потребностями, обращает внимание МОТ.

Удар по бизнесу?

Авторы Законопроекта № 1233 ссылаются на то, что введение высоких размеров штрафных санкций стало катастрофическим для работодателей Украины, в том числе для физических лиц — предпринимателей, вызвав волну прекращения предпринимательской деятельности.

В свою очередь, данное утверждение опровергается в заключении Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады Украины от 12 сентября 2019 года. В частности, обращается внимание на то, что предложенные в проекте инициативы радикального снижения ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении работников достаточно сомнительны с точки зрения эффективности поддержки ведения бизнеса, поскольку угроза уплачивать такие «слишком большие» штрафы существует только для нарушителей законодательства. В то же время в Главном научно-экспертном управлении обращают внимание, что гражданин, которого нанимают на работу (например, допускают к работе без официального оформления), не имеет влияния на способ своего оформления и несет существенно больший риск, нежели работодатель. Это и бесправность относительно режима работы, и отсутствие гарантий, касающихся выплаты заработной платы, ее размера, режима работы, охраны труда, защиты в случае производственного травматизма, болезни, пенсионного обеспечения. Именно для обеспечения защиты соответствующих прав работника и установлена ответственность в статье 265 Кодекса законов о труде Украины. В связи с этим, по мнению Главного научно-экспертного управления, нельзя говорить, что ответственность за указанные правонарушения является нарушением законных интересов работодателей, как следует из названия Законопроекта № 1233, поскольку защита законных интересов одних лиц не может заключаться в нарушении прав других лиц. Главное научно-экспертное управление предлагает пересмотреть размеры уменьшения указанных штрафов, а также уточнить, что данное уменьшение касается только субъектов малого бизнеса, как и предусмотрено в пояснительной записке к проекту.

На то, что действующие размеры штрафов все-таки несут определенные риски для бизнеса, обращает внимание Наталья Гостева: «В контексте Законопроекта № 1233 речь не идет о полной замене штрафов на предупреждение. К примеру, за незначительные нарушения трудового законодательства разумно вынести сначала предупреждение, а в случае повторного нарушения, когда виден умысел и системность нарушений, — штраф. Сегодня за такое нарушение, как отсутствие фото в учетной форме Т-2, которое должно квалифицироваться как малозначительное (когда должностное лицо вообще может быть освобождено от административной ответственности с вынесением устного замечания), применяется штраф в размере 3723 грн, умноженный на количество работников, чьи фото отсутствуют, таким образом, налагаются многомиллионные штрафы».

Инспекционная проверка

Также уменьшается размер штрафа за недопуск инспектора к проверке, по результатам которой устанавливается, были ли допущены работники к исполнению обязанностей без оформления трудового договора, каковы условия их оформления в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, были ли случаи выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов. В частности, штраф за подобные нарушения предлагается установить в восьмикратном размере минимальной заработной платы (вместо действующего стократного). Данное предложение прокомментировал Виталий Дудин: «Инспекторы едва добились в 2017 году права посещать помещения работодателя без предупреждения (хотя полномочия инспекторов в некоторой степени сдерживал Закон Украины № 877 -V, выписанный для предпринимателей). Теперь же инспекторы будут ограничены в праве налагать санкции. За выявление впервые такого существенного нарушения, как неоформленный труд, проверяющие смогут лишь сделать письменное предупреждение. Это не соответствует уровню остроты проблемы».

И все же, как отмечает Марьяна Марчук, советник МЮФ Baker McKenzie, правила проведения проверок инспекцией труда (ныне оспариваемые в суде) предусматривали и предусматривают вынесение сначала предписания об устранении нарушения (по сути, предупреждения) в отношении большинства типов нарушений: «В таких случаях штраф налагается именно за невыполнение предписания. Решение о наложении штрафа сразу после выявления нарушения возможно только в нескольких случаях, наиболее социально вредным и распространенным из которых является использование труда работников без должного оформления трудовых отношений. Замена ответственности в виде штрафа на предупреждение за это нарушение нецелесообразна, ведь недобросовестных работодателей и штрафы не особо пугали (к тому же они зачастую успешно оспаривались в судах), что уж говорить о предупреждениях».

Кроме того, Наталья Гостева разъясняет, что, исходя из нынешней практики применения штрафных санкций инспекторами Государственной службы Украины по вопросам труда, под фактическим допуском работника к исполнению обязанностей без оформления трудового договора понимается как допуск работников физическими лицами, которые фактически осуществляют предпринимательскую деятельность без зарегистрированного статуса, так и работа по договорам гражданско-правового характера, которая, по мнению инспекторов труда, по характеру (содержанию) выполняемой работы представляет собой трудовые функции и в результате проверок переквалифицируется в трудовые отношения. Наталья Гостева подчеркивает, что такая переквалификация часто осуществляется неправильно, а штраф (30 минимальных зарплат) такой же, как и за деятельность без статуса субъекта предпринимательской деятельности. Поэтому за последнее нарушение следует предусмотреть штраф в четырехкратном размере зарплаты, а лучше — возможность обращения сразу в суд, который единственный уполномочен устанавливать факт трудовых отношений, считают в Федерации работодателей Украины.

Алина НАЗАРЧУК • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA