Труд — дело благородное и ...хлопотное — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (351) » Труд — дело благородное и …хлопотное

Труд — дело благородное и …хлопотное

Как известно, труд облагораживает человека независимо от пола, национальности и гражданства. Однако следует отметить, что попытки «облагородиться» трудом на Украине могут привести к разным, в том числе и не слишком благоприятным для трудящегося последствиям.

Так, во время проверки одного общества с ограниченной ответственностью (ООО) инспектором по труду Инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости (инспекция) было установлено, что должность генерального директора ООО занимает гражданин Нидерландов А. Cуть проблемы, по мнению инспектора, заключалась в том, что указанный гражданин Нидерландов занимал эту должность, не имея разрешения на трудоустройство на Украине. В частности, инспектор указывал на нарушение статьи 8 Закона Украины «О занятости населения». В ней установлено, что иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства, кроме нанятых по соглашению о распределении продукции, прибывшие на Украину на определенный срок, должны получить разрешение на трудоустройство. Данное разрешение выдается Государственной службой занятости.

Вопросы оформления и выдачи разрешения регулируются постановлением Кабинета Министров Украины № 2028 от 1 ноября 1999 года «О Порядке оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство на Украине» (Порядок). В соответствии с Порядком, разрешение на трудоустройство выдается на период до одного года. Этот срок может быть продлен, для чего работодатель должен обратиться в соответствующий центр занятости не позднее чем через месяц до окончания предыдущего срока действия разрешения.

Из обстоятельств дела следует, что ООО подало на рассмотрение Комиссии Киевского городского центра занятости (Комиссия) необходимые документы для получения разрешения. Однако Комиссия отказала в продлении разрешения на трудоустройство на том основании, что документы об образовании гр-на Нидерландов не заверены в установленном законодательством порядке. Хочу обратить внимание, что данный ответ является официальным! Следовательно в нем по меньшей мере следовало бы указать, во-первых, соблюдение какого законодательства — украинского или законодательства Нидерландов — подлежит применению в данном случае, а во-вторых, по какой причине документы об образовании стали определяющим фактором в решении вопроса о продлении разрешения. К слову сказать, пункт Порядка предусматривает, что для получения разрешения работодателем в центр занятости подаются следующие документы:

1) заявление;

2) обоснование необходимости использования труда иностранцев и возможности создания для них необходимых условий пребывания и деятельности;

3) копии устава и свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности, заверенные в установленном порядке;

4) список иностранцев, в котором указаны их полные имена и фамилии, год рождения, номер паспорта, специальность, пол;

5) копия проекта контракта работодателя с работником-иностранцем;

6) документ (приказ, выписка из протокола, поручение и т.п.), оформленный в установленном порядке, свидетельствующий о праве представителя работодателя представлять интересы последнего в центре занятости;

7) копии документов об образовании или квалификации;

8) справка органов налоговой службы об уплате работодателем предусмотренных законодательством налогов и сборов;

9) квитанция о внесении платы за рассмотрение заявления.

Как следует из изложенного, соответствующее заверение необходимо только для устава и свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности. Для всех иных документов Порядок не предусматривает ни нотариального заверения, ни легализации.

Анализируя приведенный выше список необходимых документов, понимаешь, что имели в виду законодатели, закрепившие в Законе Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» положение о том, что иностранцы и лица без гражданства обладают теми же правами и свободами и исполняют те же обязанности, что и граждане Украины, за некоторыми исключениями. Характер этих исключений дает повод предполагать, что трудящиеся иностранцы не приветствуются на Украине, кроме тех, кто постоянно проживает на ее территории.

Внимания заслуживает и еще одно обстоятельство в данном споре. Между ответчиком и гр-ном А. был заключен контракт на один год. Но поскольку дата окончания срока действия разрешения превышала дату действия контракта, указанный контракт между ООО и гр-ном А. был перезаключен. В нем, в частности, указывалось, что контракт вступает в силу с момента продления разрешения на трудоустройство в г. Киеве, выданного Киевским городским центром занятости. Более того, во время проведения проверки инспекцией гр-н А. вообще отсутствовал на территории Украины, а обязанности генерального директора, согласно уставу, выполнял резидент Украины. Однако все эти обстоятельства не были учтены инспекцией, что и привело к длительному судебному разбирательству.

Специалисты разного уровня уже довольно давно отмечают, что законодательство о статусе, правах и обязанностях иностранцев не только достаточно скудно, но даже и имеющиеся нормы повсеместно нарушаются, поскольку, кроме всего прочего, не отвечают реалиям времени и мировым стандартам. И приведенный в данной статье пример свидетельствует о том, что до сих пор на законодательном уровне не предпринимаются попытки оптимизации спорной процедуры. Нужно сказать, что избежать подобных ситуаций может помочь только бдительность самого работодателя. Необходимо помнить, что инспекция не вправе выходить за рамки полномочий, предусмотренных законодательством. В частности, инспекции предоставляется право:

— беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации всех форм собственности с целью контроля за соблюдением законодательства о занятости населения; знакомиться с документами и получать от предприятий, учреждений и организаций копии приказов, распоряжений, протоколов, данные учета и отчетности, информацию по вопросам соблюдения законодательства о занятости населения, другие документы и сведения, необходимые инспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей;

— в случае выявления нарушений выдавать руководителю (собственнику) предприятия или уполномоченному им органу предписания об их устранении;

— применять экономические санкции к предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности за нарушения статей 5, 20 Закона и несоблюдение требований статей 8, 18 Закона;

— ставить перед руководителями предприятий, учреждений, организаций или других вышестоящих хозяйственных органов вопрос о наложении взыскания на лиц, виновных в выявленных инспекцией нарушениях.

Кроме того, в случае проведения проверки на предприятии его собственнику нужно знать, что работники инспекции обязаны:

— осуществлять качественное проведение соответствующих проверок и придерживаться объективности в оценке их результатов;

— предоставлять помощь предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности при решении вопросов, связанных с применением законодательства о занятости населения.

А также следует иметь в виду, что действия работников инспекции могут быть обжалованы в вышестоящий орган, а также в суд в порядке, установленном действующим законодательством.

Что касается мнения суда, то и Хозяйственный суд г. Киева, и Киевский апелляционный хозяйственный суд были единодушны. Поскольку истец не предоставил доказательства того, что гр-н А. работал на территории Украины во время проведения проверки без разрешения на трудоустройство и даже без контракта с ООО, ответчику в удовлетворении исковых требований было отказано.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Интеллектуально об интеллектуальном...

Деловая практика

Несоблюдение инструкции = нарушение дисциплины труда?

Законодательная практика

И снова о возмещении НДС…

Комментарии и аналитика

«Шоколадная» избушка по-швейцарски

В России это уже есть. Теперь и у нас!

Неделя права

Киевскому отделению АМКУ — 10 лет

Прошел форум по банкротству

«Сахарный» скандал в Житомире

ОАО «Укрнафта» недооценили

Сердючка против «двойников»

Новые горизонты в новом офисе

Реестр событий

Мобильная демонополизация

Интеллектуальные «сливки» собрались в Алуште

Юристы со всего мира съехались в Киев

Судьи недовольны высказыванием спикера

Судебная практика

Труд — дело благородное и ...хлопотное

«Опошленный» уставный фонд общества

Судебные решения

При удовлетворении требований суд решает вопрос о возмещении морального ущерба

Использование в коммерческих целях образа несовершеннолетнего - нарушение Закона

Информация на фасаде может быть размещена без разрешения

Тема номера

Благотворитель + Реклама = Спонсор?

Внутренняя сторона внешней рекламы

Засилье рекламы алкогольных напитков: плохой Закон или…?

Учеба и досуг

Умеющий работать знает, как отдохнуть

Частная практика

ВККА: а порядки все строже

Юридический форум

Позвольте возразить и «поПЕНЯть»!

Cпорт – лучший отдых

Школьный учебник для внеклассного чтения

Інші новини

PRAVO.UA