Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №45 (881) » Тройная точка

Тройная точка

«Комплаенс действует в трех основных направлениях: предупреждение, выявление возможных нарушений и реагирование на них», — подчеркивает Ольга Лукьянова, начальник юротдела, комплаенс-офицер Группы компаний Henkel (Украина)

Организацию эффективной системы защиты бизнеса ныне сложно представить без внедрения в компании комплаенс-функции. Будучи широко распространенной на Западе, она сравнительно недавно стала востребованной среди украинских компаний. О том, что собой представляет комплаенс в западном понимании и как функционирует комплаенс-организация в транснациональной корпорации, мы говорили с Ольгой Лукьяновой, начальником юридического отдела, комплаенс-офицером Группы компаний Henkel (Украина).

 

— Какие цели преследуют компании, внедряя функцию комплаенс-контроля?

— Комплаенс — это система управления и контроля в компании, касающаяся вопросов соблюдения норм законодательства, а также внутренних правил, стандартов, кодексов поведения. Несоблюдение правил комплаенса может повлечь за собой негативные последствия как для компании в целом (в виде юридических санкций и негативного влияния на репутацию организации), так и для отдельных сотрудников (штраф, арест, увольнение и т.п.).

Если говорить о нашей компании, комплаенс является эффективным инструментом в сфере предупреждения нарушений, неотъемлемым компонентом делового бизнес-процесса на глобальном уровне. В Henkel ежегодно разрабатывается и утверждается комплаенс-стратегия, которая определяет конкретные действия и цели на следующий год в рамках нашей глобальной стратегии. Принципиальным является понимание, что бизнес-цели компании могут быть достигнуты только при соответствующем поведении, в особенности в сферах противодействия коррупции и недобросовестной конкуренции.

 

— Что относится к ключевым направлениям и методам комплаенс?

— Наша комплаенс-организация действует в трех основных направлениях: предупреждение, выявление возможных нарушений и реагирование на них. Кроме того, в рамках комплаенс-организации координируются мероприятия на глобальном уровне, проводятся тренинги, осуществляется мониторинг исполнения внутренних и внешних нормативных актов и поддерживается развитие и внедрение внутренних стандартов, обязательных для Henkel во всех странах. Вопросы комплаенса регулярно обсуждаются, согласовываются, рапортуются различным органам компании на глобальном и на локальном уровнях.

Комплаенс коммуникация в Henkel проводится на всех уровнях. Это может быть как индивидуальная дискуссия с сотрудником, которому необходим совет, так и рассмотрение советом директоров конкретного бизнес-кейса, который может стать основой для последующего стратегического планирования превентивных мер. Ежемесячно на глобальном уровне рассылаются так называемые alert letters (тревожные письма), которые содержат анализ недостатков, выявленных внутренним аудитом, порядок их исправления и предупреждения. Данные документы обсуждаются на локальных и региональных советах директоров с дальнейшим принятием соответствующих мер.

 

— Как структурирована комплаенс-функция в вашей компании?

— Комплаенс-организация (КО) в Henkel состоит из центрального корпоративного комплаенс-офиса, локальных и региональных комплаенс-офицеров. Глобально Henkel разбита на шесть региональных секций (в том числе Центральная и Восточная Европа), в которых работают более 50 компетентных комплаенс-специалистов. Корпоративный комплаенс-офицер регулярно отчитывается перед всеми уполномоченными органами компании Henkel, такими как совет директоров, наблюдательный совет и собрание учредителей (акционеров). Кроме того, в некоторых странах комплаенс-офицер является членом локального Совета директоров, например, в Турции, России, а также на  Украине.

КО координирует сотрудничество с другими подразделениями по вопросам комплаенс. Например, отдел по работе с персоналом ведет статистику по кадрам и принимает дисциплинарные меры, юридическая группа отвечает за поддержку в сфере антимонопольного законодательства и организацию соответствующих тренингов, финансовый отдел — за финансовые риски и разграничение обязанностей и т.д.

 

— Отличаются ли политики комплаенс в зависимости от страны?

— Компания Henkel является глобальной корпорацией и ведет бизнес в разных правовых и ценностных системах. Система наших политик и стандартов подразумевает одинаковое соблюдение строгих правил и норм в отношении ведения бизнеса во всем мире. Во всех без исключения случаях мы выступаем строго против нарушений законов и стандартов, а также не приемлем нечестные и недобросовестные бизнес-практики.

В Henkel разработаны общие обязательные для всех сотрудников правила поведения, которые детально изложены в многочисленных кодексах и стандартах. Они применимы во всех отраслях бизнеса, странах и культурах, где Henkel осуществляет свою деятельность. Кодекс корпоративного поведения содержит основные корпоративные принципы, помогающие сотрудникам действовать соответствующим образом в случае возникновения каких-либо этических или юридических трудностей. Он дополняется детализированными политиками, в которых содержатся инструкции для сотрудников относительно того, как действовать в определенных ситуациях, например, при возникновении конфликта интересов или при получении деловых подарков или различных приглашений третьих сторон. В этих правилах акцент сделан на запрете подкупа и осуществления недобросовестной бизнес-практики. По отдельным направлениям разработаны специальные стандарты.

 

— Применяются ли иностранные антикоррупционные практики и процедуры в условиях украинского рынка?

— Да, применяются. Например, наша компания, будучи международной корпорацией, в своей деятельности на  Украине руководствуется в том числе нормами американского закона FCPA и британского Bribery Act, так как их юрисдикция носит экстерриториальный характер.

 

— Какие сферы представляются наиболее рисковыми для бизнеса? Всегда ли превентивные меры эффективны?

— Основываясь на специфике ведения глобального бизнеса, наша компания анализирует потенциальные сферы комплаенс-рисков на всех уровнях. Это позволяет выделить потенциально рисковые зоны в сферах борьбы с коррупцией (включая конфликт интересов, взятки и незаконные бизнес-сделки), конкуренции (лидерство, соблюдение антимонопольного законодательства) и предотвращения мошенничества (отмывание денег, безопасность данных, воровство, налоги). Кроме того, анализируются потенциальные риски в сфере охраны окружающей среды и здоровья, соблюдения законов и общественных норм поведения и т.д.

Важной составляющей комплаенс-мониторинга в Henkel является Антимонопольная программа, разработанная совместно с внешними юридическими консультантами, которые дают советы по ее дальнейшему усовершенствованию и сообщают о требованиях нового законодательства на регулярной основе.

Стопроцентно предотвратить появление проблемы в той или иной области нереально. Тем не менее максимально снизить вероятность возникновения нарушения возможно. Основная задача комплаенс-офицера — предотвратить нарушения путем регулярного обучения и консультирования персонала, разработки, внедрения и разъяснения внутрикорпоративных политик и стандартов. Для этих целей иногда также привлекаются внешние консультанты.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Государство и юристы

Реформа по-хозяйски

Акцент

Оценочное обсуждение

Государство и юристы

Рады адвокатам

Государство и юристы

Новости законотворчества

Закон согласуют с актуальными нормами Соглашения ВТО

«Закон об особом статусе» могут отменить

Наработаны поправки к люстрационному закону

Государство и юристы

Все по местам

Палатное отношение

Документы и аналитика

Реальный вектор

Неделя права

Школа в форме

Не прошло и года

Закрытый доступ

Неделя права

Новости из-за рубежа

Статистика Евросуда

Новости из зала суда

Судебная практика

«Уголь Украины» проиграл дело на сумму более 668 млн грн

«Приднепровская железная дорога» не добилась пересмотра дела

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites выступает советником группы компаний Elfa по вопросам структурирования бизнеса

Кадровые изменения в МПЦ EUCON

Международная юридическая служба Interlegal — соорганизатор круглого стола, посвященного транспортной индустрии Черного моря

Отрасли практики

Контрольный пакет

Вопросительное продолжение

Тройная точка

Продвижение юрбизнеса

Зал в ожидании

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Ассоциативный разряд

Репортаж

Бизнес-пан

Арбитражные исправляющие

Самое важное

Реестр — адвокатам

Критическая строчка

ГФС напомнила

Признак согласия

Судебная практика

Судебные решения

Привлечение к дисциплинарной ответственности работника, являющегося членом профсоюза

Судебная практика

Судебное истребование

Автосборы

Обман избирателей

Судебная практика

Судебные решения

Осведомленность поручителя об увеличении процентной ставки по кредиту не свидетельствует о предоставлении им согласия

Судебная практика

Земля и церковь

О взыскании с поручителя

Тема номера

ИС требует компенсации

Спорная команда

Патентное следование

Трибуна

Уступить вместо

Частная практика

Частота рядов

Вывести из тени

Проявили работу

Сельская уместность

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: