Накануне IV Съезда адвокатов Украины народные депутаты подготовили адвокатам для обсуждения сразу три законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «Об адвокатуре» № 2421 внесенный Дмитрием Шенцевым и № 24211 и № 2497 внесенные Николаем Онищуком, Евгением Мармазовым, Евгением Корнийчуком, Владиславом Забарским и Вадимом Колесниченко соответственно. Законопроект № 2497 содержит лишь список законодательных актов, в которые вносятся изменения, естественно, с текстом самих изменений, по этому рассматривать будем законопроекты № 2421 и № 24211. Следует сказать, что в результате обсуждения на Съезде адвокатов Украины указанные законопроекты были признаны в значительной мере соответствующими концептуальным основам реформирования адвокатуры. Собственный законопроект адвокаты не разработали, да и особого смыла в этом не было — права законодательной инициативы ни один из органов адвокатуры, как и общественные организации адвокатуры, не имеют. Но основные идеи, высказанные во время III Съезда адвокатов Украины, были услышаны. А вот как они были отражены в различных законопроектах — об этом пойдет речь ниже.
Адвокатура, знай свое место!
Что касается определения понятия адвокатуры, ее места и роли, то оба проекта частично учитывают пожелания адвокатов. Оба в статье 5 указывают, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, но государство создает надлежащие условия деятельности адвокатуры и обеспечивает соблюдение гарантий адвокатской деятельности. Что важно для сохранения основных идей проектов, поддержанных адвокатами, устанавливается обязанность органов государственной власти и местного самоуправления согласовывать с органами адвокатского самоуправления проекты нормативно-правовых актов, касающиеся вопросов организации и деятельности адвокатуры Украины. Но неучтенным осталось положение о том, что адвокатура является конституционным институтом правовой системы.
Раскинулись права широко…
О расширении профессиональных прав и гарантий адвокатской деятельности речь идет уже давно, и не только в адвокатских кругах… И здесь оба проекта согласованы: они содержат идентичные по своему содержанию права и гарантии адвокатов. Ими предлагается установить следующие гарантии: обеспечение равных прав защитника и представителя со всеми другими участниками судебного процесса; установление административной ответственности за безосновательное непредоставление информации или сведений по запросу адвоката; установление уголовной ответственности за вмешательство в деятельность адвоката, посягательства на жизнь, здоровье, имущество адвоката или его близких родственников, совершенные в связи с предоставлением адвокатом правовой помощи; установление особого порядка возбуждения уголовного дела относительно адвоката (постановлением только Генерального прокурора Украины, его заместителей, прокуроров Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя); обязательное немедленное уведомление регионального совета адвокатов о задержании адвоката или применении к нему меры пресечения; проведение следственных действий относительно адвоката с обязательным присутствием представителя регионального совета адвокатов.
При этом запрещается: любое вмешательство в адвокатскую деятельность и препятствование ее осуществлению; проведение обыска и осмотра адвоката, помещений, где адвокат предоставляет правовую помощь или проживает, осмотра и выемки документов и вещей, связанных с осуществлением адвокатской деятельности; осуществление мониторинга и снятия информации с информационных систем и средств связи адвоката (адвокатского объединения), перехват и копирование корреспонденции адвоката (адвокатского объединения), а также использование специальных средств слежения и сбора информации об адвокате во время осуществления им адвокатской деятельности. Запрещено также требовать от адвоката предъявления договора о предоставлении правовой помощи для подтверждения полномочий на участие в деле; требовать от адвоката, стажера адвоката, помощника адвоката и других работников адвоката (адвокатского объединения) разглашения сведений, составляющих адвокатскую тайну, и совершать любые действия, направленные на ее разглашение; допрашивать адвоката, помощника адвоката или другого работника адвоката (адвокатского объединения) как свидетеля относительно сведений, составляющих адвокатскую тайну. Запрещено внесение представления органом дознания, следователем, прокурором, а также вынесение частного определения суда (постановления судьи) относительно правовой позиции адвоката в деле; а также привлечение адвоката к уголовной, административной, гражданской, материальной и другой ответственности или угроза ее применения в связи с осуществлением адвокатской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных Законом Украины «Об адвокатуре».
Не менее важные вопросы
Законопроекты призваны воплотить давнюю мечту адвокатов о предоставлении правовой помощи только адвокатами. Вопрос со «специалистами в отрасли права» решается просто — лица-неадвокаты, занимающиеся по сути адвокатской деятельностью и имеющие юридический стаж работы не менее пяти лет, должны сдать квалификационные экзамены, но требования, предусмотренные проектами для других (о необходимой стажировке), к таким лицам не предъявляются.
Немаловажным является вопрос налогообложения адвокатуры. Так, законопроектами адвокату (адвокатскому образованию) предоставляется возможность избрать специальную (упрощенную) систему налогообложения, учета и отчетности, соответственно, появляется возможность отнести некоторые расходы на содержание офиса в счет налогового кредита. Кроме этого, в проектах четко указывается неприбыльность адвокатских объединений — это просто необходимо для регистрации в налоговых органах.
Что касается социальной защиты, то оба законопроекта учитывают предложения адвокатов о включении адвокатской работы в судейский стаж. Но пенсионному обеспечению на уровне, указанном самими адвокатами, уделил внимание проект № 2421. Он предлагает установить пенсию при достижении пенсионного возраста адвокатам, имеющим стаж адвокатской деятельности не менее 10 лет и соответствующий ему страховой стаж. При этом пенсии адвокатам назначаются в размере 80 % от дохода, на который, согласно законодательству, начислялся сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. За каждый полный год адвокатской деятельности свыше стажа предполагается увеличение пенсии на 1 % размера дохода, но не более 90 % размера дохода, на который начислялся сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Иными словами, уровень пенсионного обеспечения адвокатов будет соответствовать судейскому.
Нововведением для желающих стать адвокатами является возобновление института стажировки, предусмотренное двумя проектами. Срок подобной стажировки устанавливается в 6 месяцев, а необходимый стаж работы увеличивается с 2 лет (ныне действует норма) до 3-х.
В связи с принятием в последнее время процессуальных законов возникла путаница с документами, необходимыми для определения прав адвоката. Законопроекты предусматривают только один документ для подтверждения полномочий — ордер.
Организационное построение самоуправления адвокатуры Украины предусматривается по принципу, предложенному еще на III Съезде адвокатов Украины, а именно: по территориальному принципу и на основании самоуправления, а формирование представительских органов — путем выборности и делегирования, по демократическому принципу «снизу-вверх». В качестве органов самоуправления предлагается учредить Съезд, собрания регионов, Национальный совет, региональные советы адвокатов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…