Генеральний партнер 2021 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (286) » Третейские суды на Украине

Третейские суды на Украине

С основными принципами нового Закона «О третейских судах (арбитраже)» знакомит его автор Николай Онищук

5 июня 2003 года Верховный Совет Украины принял Закон «О третейских судах (арбитраже)». Мы решили выяснить у его автора — первого заместителя председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики Николая Онищука — концепцию и основные положения этого нормативного акта.

— Николай Васильевич, каким зарубежным законодательством Вы руководствовались при написании Закона? К какой правовой системе наиболее приближены его нормы?

— При подготовке Закона мы анализировали законодательство Германии, Франции, Чехии, Российской Федерации и старались выбрать оптимальные нормы.

В регулировании общих принципов деятельности третейских судов наш Закон, как и основная часть украинской нормативной базы, наиболее приближен к аналогичному закону России. Но существует и ряд принципиальных отличий, установлены, например, разные основания для легализации решений третейских судов (их обращения к исполнению), субъекты, которые вправе создавать постоянно действующие третейские суды, процедуры регистрации третейских судов и прочее.

— Изначально предполагалось, что на рассмотрение третейских судов будут также передаваться внешнеэкономические споры. Но затем это положение ликвидировали, и сейчас его действие не распространяется на международный коммерческий арбитраж. Есть ли у Вас какие-либо комментарии по этому поводу?

— Наша позиция заключается в том, что конкуренция среди субъектов, компетентных разрешать хозяйственные споры, будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг. Но представители Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины негативно оценили это положение, ссылаясь на Европейскую конвенцию по рассмотрению коммерческих споров, подписав которую, наше государство обязалось не создавать другие суды при ТПП Украины, кроме МКАС, для разрешения внешнеэкономических споров. В итоге мы решили остановиться на том, что третейским судам будут подведомственны внутригосударственные конфликты.

— Сегодня третейские суды существуют только на бумаге, или уже есть такой суд, который после вступления Закона в силу сразу же сможет приступить к рассмотрению дел?

— На Украине долгое время отсутствовал специальный закон, регламентирующий деятельность третейских судов, однако действующее законодательство (Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы Украины, Закон «Об исполнительном производстве», нормативные акты СССР от 1975 года) фрагментарно предусматривало их существование.

Насколько мне известно, сегодня у нас существует более 10 третейских судов, но обобщение практики их деятельности свидетельствует о том, что они не выполняли свою социальную функцию. Более того, известны отдельные случаи, когда третейские суды использовались как инструмент уклонения от выполнения субъектами хозяйственной деятельности валютных обязательств перед государством. В связи с этим на определенном этапе Президиум Высшего хозяйственного суда Украины принял разъяснение, которым приостановил выдачу приказов на исполнение решений третейских судов.

Кстати, при Национальном комитете Международной торговой палаты создан третейский суд, который готов приступить к работе. Его возглавляет почетный председатель — директор Института государства и права им. В.М. Корецкого Юрий Шемшученко, и кроме того в состав суда входят известные правоведы.

— Положениями Закона предусмотрено, что третейские суды — это некоммерческие организации. Но сегодня зарегистрирован ряд судов как субъекты предпринимательской деятельности. Эти суды подлежат ликвидации?

— Если положения учредительных документов, регламента уже созданного третейского суда противоречат принятому Закону, эти документы подлежат обязательной перерегистрации.

Законом предусмотрено создание двух типов судов: постоянно действующие суды (или камеральные) и суды ad hock. Постоянно действующие суды создаются организациями (их исчерпывающий перечень установлен статьей 8 Закона), которые не ставят перед собой цель — получение прибыли. Эти суды не имеют статуса юридического лица, и об их организации необходимо известить Министерство юстиции с тем, чтобы государство могло регулировать этот процесс.

Суды ad hock создаются для рассмотрения конкретного спора, и извещать об этом Министерство юстиции необходимости нет. Следует отметить, что решения судов ad hock наряду с решениями постоянно действующих третейских судов подлежат обязательному исполнению.

— Как известно, Министерство юстиции не разделяет мнение о том, что исполнение решений третейских судов должно быть обеспечено государственным принуждением в тех случаях, когда проигравшая сторона отказывается от добровольного его исполнения…

— Действительно, государственной исполнительной службе в силу финансовых причин и недостаточных процессуальных возможностей сегодня не под силу эффективное исполнение судебных решений. Поэтому сотрудники Минюста и, в частности, госисполнители обеспокоены тем, что за счет решений третейских судов существенно увеличится общее количество судебных решений, подлежащих принудительному исполнению.

Но, на мой взгляд, такой угрозы не существует. Ведь институт рассмотрения третейских споров исходит из того, что стороны заранее договариваются о передаче возможного спора на рассмотрение определенного третейского суда и добровольно берут на себя обязанность исполнить его решение.

(Беседовала Юлия ВОЛОДИНА, «ЮП»)

Поділитися

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі
Slider

Зміст

FALSE

Закон без разъяснений — не закон?

Государственная практика

Создание модельных судов на Украине

Деловая практика

Вопросы проблемного долга

Законодательная практика

Третейские суды на Украине

Зарубежная практика

Конкурентная политика Бельгии

Личная жизнь под защитой суда

Комментарии и аналитика

Что такое земельный сервитут?

Неделя права

У ВСЮ — новый зампредседателя

Антимонопольный комитет действует

Введены новые полномочия ГКЦБФР

Нормы деятельности органов юстиции

Права человека: миф или реальность?

Новости из-за рубежа

Будет создан совет по правам человека

Санкции за торговлю людьми

Создан комитет по цензуре в Интернете

Конституционный суд запретил проведение референдумов за год до выборов

Канада разрешает однополые браки

Новости профессии

Заявление Фельдмана не удовлетворено

Юрий Яцюк намерен обратиться в Европейский суд

Народные депутаты взяли Козаченко на поруки

Прецеденты

Обжалование закрытия исполнительного производства (кассация)

Получение взятки должностными лицами

Репортаж

Гуманным наказаниям — «зеленый свет»

Упрощаются таможенные процедуры!

Судебная практика

Совет ОАО проиграл временному председателю правления

Жилищные споры: судебная практика

Кто имеет право сказать «Алло»?

Тема номера

«Секретные» трудовые отношения

Оформляйте отношения правильно!

Трудовые отношения согласно КЗоТу

Частная практика

Секретарь — лицо компании

Юридический форум

Чего только в мире не бывает!

Проблемы украинской адвокатуры

информация

Объявления

Приглашаем в холдинг Главу юридического департамента

Інші новини

PRAVO.UA

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: