Как известно, в связи с проведением налоговой реформы Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI пополнился своеобразным «налоговым составом», а именно — положением о введении налога на имущество. Среди составляющих элементов налога на имущество законодатель выделил транспортный налог, который по существу является полностью самостоятельным.
Несмотря на то что нормы Налогового кодекса Украины, регулирующие процедуру взимания транспортного налога, изложены достаточно лаконично и, казалось бы, просто и понятно, у налогоплательщиков все же возникает масса вопросов. К примеру, как взимать налог в случаях, если автомобиль угнан, а его собственник остается плательщиком налога, или если не совпадают даты снятия автомобиля с регистрации в органах Государственной автомобильной инспекции и его утилизации. Впрочем, даже сам вопрос оснований для выбора законодателем именно фиксированной ставки и привязки базы налогообложения к объему двигателя остается нерешенным.
К сожалению, на данный момент предлагаемые изменения направлены в сторону увеличения объекта налогообложения транспортным налогом. Так, 17 марта 2015 года в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно расширения круга объектов транспортного налога) № 2399.
Данным законопроектом предлагается пополнить количество объектов налогообложения транспортным налогом водными мотоциклами, катерами, яхтами, вертолетами и частными самолетами.
Следует сразу обратить внимание на несколько непоследовательный подход законодателя, поскольку предлагается в кубических сантиметрах измерять лишь двигатели автомобилей. Все остальное — в лошадиных силах.
Второй момент — ставки налога. Для легковых автомобилей предлагается оставить налог на уровне 25 000 гривен в год, для водных мотоциклов ставка транспортного налога будет составлять 2000 гривен, для катеров — 7000 гривен, для яхт — 25 000 гривен и для самолетов с вертолетами – 45 000 гривен.
В этом ключе возникает вопрос о соразмерности ставок налога, ведь, на первый взгляд, очевидно, что ставка транспортного налога для яхт или же частных вертолетов и самолетов должна значительно превышать таковую для автомобилей, учитывая стоимость самого объекта налогообложения, но, к сожалению, законодатель этого не учитывает.
Считаем, что транспортный налог следует рассчитывать в привязке базы налогообложения к стоимости объекта, а не к техническим характеристикам его двигателя.
МАКАРЧУК Роман — юрист ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…