Согласно Закону Украины «Об естественных монополиях», к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены, в частности, использование железнодорожных путей, диспетчерских служб, вокзалов и других объектов инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования, управление воздушным движением, специализированные услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов. Кроме того, к смежным рынкам, которые также подлежат регулированию, относятся внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов железнодорожным, воздушным, речным и морским транспортом. При этом отметим, что транспортная сфера — один из немногих монопольных рынков, не имеющий собственного регулятора в виде соответствующей Нацкомиссии.
Кабинет Министров Украины намерен заполнить этот пробел: внес на рассмотрение парламента законопроект (рег. № 9668), предусматривающий создание очередного государственного регулятора — Национальной комиссии по регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспорта.
В полном соответствии с уточненными в середине прошлого года положениями Закона Украины «Об естественных монополиях» новую комиссию предлагается создать в составе председателя и шести членов, которые назначаются Президентом Украины сроком на шесть лет.
Первоочередным заданием создаваемой комиссии, очевидно, будет наведение порядка в сфере тарифообразования в транспортной отрасли, которое далеко от прозрачного и не всегда экономически обосновано. Так, АМКУ неоднократно обращал внимание «Укрзализныци» на нарушения конкурентного законодательства при формировании тарифов и применял соответствующие санкции. Также ведомство рекомендовало снизить тарифы на внутренние авиаперевозки.
Согласно законопроекту № 9668, к заданиям Нацкомиссии в сфере транспорта, кроме формирования и обеспечения прогнозируемости ценовой и тарифной политики (с одновременным обеспечением либерализации тарифного регулирования в секторах с потенциально возможной внутриотраслевой, межотраслевой, межтранспортной и международной конкуренцией), также отнесено содействие эффективному функционированию соответствующих рынков путем сбалансирования интересов общества, субъектов естественной монополии и потребителей товаров, создание равных возможностей для доступа потребителей к товарам (услугам) на рынке транспортных услуг и содействие созданию условий для возникновения и развития конкуренции с целью выведения транспортной отрасли из состояния естественной монополии.
Для этого Нацкомиссии предлагается предоставить полномочия разрабатывать и утверждать специальные условия и правила осуществления хозяйственной деятельности субъектами естественной монополии в сфере транспорта и субъектами ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность на смежных рынках, и контролировать их соблюдение, а также определять условия доступа потребителей к таким услугам. Комиссия также будет определять субъектов естественных монополий в сфере транспорта, деятельность которой подлежит регулированию. Последние будут включаться в соответствующие реестры, вести которые также предстоит Нацкомиссии. Этот же орган будет осуществлять лицензирование соответствующей деятельности.
К полномочиям транспортной комиссии, что типично для подобного регулятора, предлагается отнести установление тарифов на транспортные услуги, с учетом конъюнктуры рынка транспортных услуг по сравнению с международным рынком предоставления таких услуг и с учетом других факторов, которые могут влиять на ценовую (тарифную) политику в сфере транспорта. Также ее предлагается привлекать при заключении государственных контрактов, разработке стандартов и показателей качества товаров и услуг и в ходе регулирования инвестиционных процессов в сфере предоставления транспортных услуг субъектами естественной монополии.
В законопроекте № 9668 детально прописываются особенности регулирования тарифов, факторы (показатели), принимаемые во внимание при расчете цены услуг, и порядок принятия решений. Отдельно оговариваются вопросы привлечения общественности к принятию решений, прежде всего о тарифах. Так, при принятии решений Национальная комиссия должна учитывать информацию о деятельности субъекта естественной монополии в сфере транспорта, предоставленную, в том числе, объединениями потребителей, субъектами естественной монополии, другими заинтересованными лицами, высказанную в ходе открытых слушаний относительно изменения тарифов.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…