Тормозной путь — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Тормозной путь

Кто виноват в блокировке процесса формирования ВККС и как запустить данную процедуру — мнения участников круглого стола
Законодатель определил состав конкурсной комиссии таким образом, что сформировать ее мы не можем, — ключевой месседж представителей ВСП

В последние месяц-полтора деятельность Высшего совета правосудия (ВСП) находится под пристальным общественным вниманием. Главная причина повышенного интереса к работе этого конституционного органа объясняется отнюдь не решением им кадровых и других текущих задач, а реализацией новой миссии по формированию другого органа судейского управления — Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС), возложенной законодателем. На этом пути члены ВСП столкнулись с непредвиденными (хотя для некоторых вполне ожидаемыми) трудностями, из-за чего они уже не раз попадали под прицел шквальной критики со стороны представителей некоторых общественных организаций.

Круглый стол, посвященный проблематике формирования ВККС, который был организован ВСП на прошлой неделе, обещал стать площадкой для экспертных дискуссий, но ввиду присутствия на нем представителей общественности превратился в пресс-конференцию (возможно, этому способствовала локация, выбранная для проведения мероприятия, — помещение информационного агентства «Укринформ»), в ходе которой членам ВСП то и дело приходилось реагировать на выпады «активистов», отвечая на довольно острые вопросы. В результате каждая из сторон публичной полемики, о перипетиях которой мы расскажем в этом материале, осталась при своем мнении.

Формирование ВККС — это неотложный и болезненный вопрос для украинской судебной системы, подчеркнул председатель ВСП Андрей Овсиенко, ведь проблема кадрового дефицита исчисляется уже двумя тысячами вакансий, еще порядка 2000 судей не прошли процедуру квалификационного оценивания, начатую в соответствии с редакцией Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» 2016 года. Нехватка кадров негативно отражается как на доступе граждан к правосудию, так и на соблюдении разумных сроков рассмотрения дел. Поэтому скорейшее создание конкурсной комиссии для проведения конкурса на занятие должности члена ВККС, по словам г-на Овсиенко, является важным стратегическим заданием для планирования работы и дальнейшего эффективного функционирования всей судебной системы. Как отмечалось, Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления», вступившим в силу 7 ноября прошлого года, никакой переходный этап для прекращения полномочий предыдущей каденции членов ВККС не предусматривался, ввиду чего большинство кадровых процедур в судебной системе были заморожены. Кроме того, законодатель установил довольно сжатые сроки для перезагрузки состава ВККС — в течение трех месяцев с момента вступления в силу Закона № 193-IX, то есть до 7 февраля 2020-го, уложиться в которые ВСП не удалось.

О главной причине заминки в формировании состава ВККС, которая заключается в нюансах новой законодательной процедуры, предусматривающей обязательное участие в ней международных экспертов, рассказала Светлана Шелест, член ВСП.

«Затормозили мы на этапе создания конкурсной комиссии. Но затормозили именно потому, что законодатель определил состав конкурсной комиссии таким образом, что сформировать мы ее не можем. И это произошло не по вине или из-за нежелания Высшего совета правосудия. И, конечно, не потому, что с нами не хотят работать международные партнеры, а потому, что именно такая конструкция заложена в законе», — подчеркнула г-жа Шелест.

При этом она напомнила, что в состав соответствующей конкурсной комиссии должны входить три лица, избранные Советом судей Украины из числа его членов (своих представителей высший орган судейского самоуправления делегировал еще в декабре прошлого года), и три человека из числа международных экспертов, предложенных международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Украины, в состав Общественного совета международных экспертов, созданного согласно Закону Украины «О Высшем антикоррупционном суде». То есть субъектами формирования являются только международные организации, которые в свое время формировали Общественный совет международных экспертов. Правда, эти институции своих представителей в состав конкурсной комиссии до сих пор так и не номинировали. Напомним, что 4 февраля с.г. ВСП продлил срок для подачи соответствующих заявок от международных организаций до 10 марта.

Большинство участников круглого стола, среди которых были как члены ВСП, так и представители судейского и адвокатского корпусов, в том числе бывшие члены ВККС, а также эксперты Национальной школы судей Украины и других институций, выход из сложившейся патовой ситуации видят в законодательных изменениях. Причем как в части изменения порядка формирования ВККС, так и в плане временного делегирования отдельных функций ВККС Высшему совету правосудия, например, предлагается предоставить последнему возможность переводить судей из одного суда в другой самостоятельно (сегодня эту функцию, согласно профильному законодательству, ВСП реализует на основании и в пределах рекомендации ВККС, если, конечно, речь не идет о переводе судьи как о дисциплинарной санкции), чтобы можно было хоть как-то утолить кадровый голод в судебной системе.

Ситуация, которая сложилась с формированием конкурсной комиссии, была вполне ожидаемой — еще один тезис, озвученный некоторыми участниками круглого стола. По их убеждению, нужно принимать во внимание, что Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления» вызвал негативную реакцию у международного сообщества, особенно в части сокращения максимальной численности Верховного Суда (проведение отбора судей кассационной инстанции должно стать одной из приоритетных задач для нового состава ВККС). Возможно, этим и объясняется то, что соответствующие международные организации до сих пор не номинировали своих представителей в состав конкурсной комиссии. Более того, как отмечалось, ВСП не может заставить иностранные институции выполнять украинский закон.

Предписания национального законодательства не хотят выполнять не международные организации, а Высший совет правосудия. А это уже позиция, озвученная представителями общественности, присутствовавшими на круглом столе. В частности, Галина Чижик, эксперт Центра противодействия коррупции, высказала мнение, что международные организации не делегируют своих представителей в состав конкурсной комиссии из-за Положения о проведении конкурса на занятие должности члена ВККС, утвержденного ВСП, которым их роль в этой процедуре практически нивелируется.

Критика из уст представителя общественной организации звучала и в адрес концепта указанного регламентного документа, согласно которому кандидаты в состав ВККС из числа судейского корпуса должны составлять большинство в составе Комиссии и им в процессе конкурсного отбора предоставляются определенные преференции. Отметим, что в этом регламентном документе оговаривается, что в случае получения кандидатами одинакового количества баллов по каждому из трех главных критериев («профессиональный опыт», «знания», «моральные и деловые качества») преимущество имеет тот соискатель, который является судьей или судьей в отставке. Представителям Фемиды должны отдать предпочтение и при одинаковой позиции в рейтинге среди кандидатов. Доводы членов ВСП о том, что предоставление преимущества для судей в этой кадровой процедуре объясняется миссией самой ВККС: члены органа судейского управления, который в том числе будет проводить аттестацию судей, включая «верховных», должны обладать определенной квалификацией и опытом работы, для представителей общественности оказались неубедительными.

Ольга КИРИЕНКО • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Перспективы РРО

Акцент

Порог в своем отечестве

Государство и юристы

Регистрационная дружба

Fake-control

Книжная полка

Уроки медиации

Новости

Новости из зала суда

Карта событий

Новости из-за рубежа

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Режимное предприятие

Переход в качество

Благотворное вливание

Репортаж

Слухом земля помнится

Самое важное

Поле видимости

Тормозной путь

Договорные лайфхаки

Присяжные в процессе

Судебная практика

Измениться в лице

Улучшить иммунитет

Вклад в историю

Раздвоение личностей

Судебные решения

Законодательство не ставит достоверность данных налогового учета налогоплательщика в зависимость от соблюдения налоговой дисциплины его контрагентами

Тема номера

Сложный алимент

Удачное исполнение

Сдать по гарантии

Сводными займитесь процедурами

Частная практика

В активном поиске

Комплекс полноценности

Інші новини

PRAVO.UA