Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) продолжает активно работать над проектом Закона Украины «О внутренней торговле», который должен обеспечить прозрачные взаимоотношения между поставщиками и торговыми сетями. АМКУ настаивает на установлении требований к порядку оформления договорных отношений между поставщиками и торговыми сетями и определении максимально допустимых сроков расчетов торговых сетей с поставщиками за поставленный товар.
Поскольку вопрос ограничительных практик, связанных, в том числе, с экономической зависимостью одного субъекта хозяйствования от другого, уже частично регулируется законодательством о защите экономической конкуренции (статьи 18—21 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»), то, по мнению АМКУ, целесообразно также внедрить регулирование этих ограничительных практик посредством внесения изменений в указанный Закон, а именно: дополнить статью 19 «О защите экономической конкуренции» разделом следующего содержания:
«Субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере розничной или оптово-розничной торговли, стоимость активов или годовой объем реализации товаров которых превышает 50 млн евро, запрещается совершать в отношениях с поставщиками (продавцами) действия, направленные на получение дополнительных к традиционным торговым скидкам или вознаграждениям выгод, которые не получают другие субъекты хозяйствования в подобных отношениях с такими контрагентами. В частности запрещается:
— обусловливать приобретение товаров участием в финансировании операций по расширению производства или реализации товаров, в инвестировании ремонта или модернизации средств производства, объектов торговли, или приобретением дополнительных услуг, кроме случаев, когда такое участие или приобретение обусловлено общим интересом сторон;
— обусловливать приобретение товаров такими условиями, в частности относительно сроков оплаты или условий расчетов, порядка покупки или продажи товаров, которые существенно отличаются от условий приобретения товаров другими субъектами хозяйствования в подобных отношениях с такими контрагентами или соответствующих условий субъекта хозяйствования в подобных отношениях с другими контрагентами;
— устанавливать необоснованно завышенную стоимость услуг, которые предоставляются контрагенту;
— требовать от контрагента приобретения или оплаты услуг, которые являются собственными функциями субъекта хозяйствования;
— избегать четкости и однозначности в определении существенных условий договоров».
Также законопроектом предусматривается ряд требований к заключению договоров поставки:
— все вопросы, которые имеют оплатный характер договора, заключаются в письменной форме;
— рекламные, маркетинговые и другие услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, должны предоставляться исключительно на добровольных началах и не могут служить основанием для допуска поставщиков к сетям;
— розничным торговцам запрещается взимать плату за услуги, которые являются общепринятыми условиями продажи товаров (в частности, за вход в сеть, за выставление товара на полках);
— за невыполнение указанных выше положений на стороны договора может быть наложен штраф в размере 1 млн грн, но не более 50 % от общей цены договора.
Стоит также отметить, что на сегодняшний день АМКУ собирается провести основательный анализ рынка ритейла на предмет соответствия заключенных договоров поставки требованиям антимонопольного законодательства в части запретов на дискриминационные и ограничительные практики доминирующих субъектов хозяйствования. С этой целью АМКУ, очевидно, будет использовать положения Методики проведения анализа конкурентной среды на рынке услуг продажи продовольственных товаров в розничных торговых сетях, которая была разработана и одобрена на 14-м заседании штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства стран — участников СНГ.
Исходя из нашего опыта, также стоит предостеречь участников рынка ритейла, что АМКУ все больше внимания уделяет анализу коммерческих, антикоррупционных и маркетинговых политик компаний, в частности политик по допуску поставщиков в сеть.
ШКЛЯР Сергей — адвокат, старший партнер АО Arzinger, президент Ассоциации противодействия недобросовестной конкуренции (АПНК), г. Киев,
ДЯКУЛИЧ Александр — адвокат АО Arzinger, г. Киев
Комитет разрабатывает методику изучения рынков услуг по организации розничной торговли в неспециализированных торговых сетях, по большей части с продовольственным ассортиментом, и смежных с ними рынках. Это позволит АМКУ более четко определять товарные и географические границы рынка, классифицировать участников по техническим характеристикам (занимаемая площадь), прогнозировать последствия концентрации на этих рынках.
Отсутствие четких и прозрачных критериев аудита потенциального партнера — претендента на вступление в сеть поставщиков («refusal to deal»), а также порядка предоставления скидок и бонусов может быть расценено антимонопольным органом как односторонняя дискриминационная практика торговых партнеров («restrictive business practice»), подпадающая под действия запретов статьи 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».
По крайней мере, к такому выводу уже пришел ФАС России в деле фармацевтической компании группы Novo Nordisk A/S, которое закончилось заключением мирового соглашения и признанием ответчиком факта нарушения конкуренции и запретов на односторонние ограничительные практики при отказе потенциальному дистрибьютору во вступлении в сеть. Этот прецедент перевернул с ног на голову всю сложившуюся практику селективной дистрибуции у наших соседей. Опыт ФАС часто наследует и АМКУ в схожих делах, так что рынку стоит подготовиться.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…