Любые попытки производителя оригинального фармацевтического препарата отсрочить выход препарата-генерика на рынок могут быть истолкованы как нарушение правил конкуренции. К такому выводу пришел Суд Европейского Союза (Суд ЕС) в предварительном решении по делу C-307/18, анализируя положения статей 101 и 102 Договора о функционировании Европейского Союза (The Treaty on the Functioning of the European Union, TFEU).
Прежде всего, Суд ЕС отметил, что на соглашение между компаниями распространяется запрет, установленный статьей 101 (1) TFEU, только если оно имеет «негативное и заметное влияние» на конкуренцию в пределах внутреннего рынка. Причем в каждом случае нужно оценивать, имел ли производитель генерических лекарственных средств намерение и возможность выхода на рынок, учитывая подготовительные шаги, которые он сделал, и нет ли непреодолимых препятствий для такого выхода. Важно отметить, что Суд ЕС подчеркнул: наличие любых патентных прав само по себе не может быть таким барьером, ведь, по мнению Суда, их действительность может быть обжалована.
А комментируя нюансы установления злоупотребления доминирующим положением, Суд ЕС решил, что для этого необходимо оценить кумулятивное влияние на конкурентную структуру рынка: соответствующие сделки могут лишать потребителей выгоды от доступа на этот рынок потенциальных конкурентов, производящих собственное лекарственное средство, резервируя этот рынок прямо или косвенно под производителя соответствующих лекарств.
В то же время Суд ЕС напомнил, что такое поведение может быть оправданным, если компания докажет, что антиконкурентные последствия могут быть уравновешены за счет преимуществ с точки зрения эффективности, которые также приносят пользу потребителям.
Подробнее об аргументации суда ЕС читайте в статье «Фармфакторы» («Судовий вісник» № 2 (166) от 28 февраля 2020 года).
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…