Полтора месяца назад вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (Закон № 408). Как изменится международное налоговое планирование, произойдет ли антиоффшоризация бизнеса, не нарушится ли баланс между интересами государства и налогоплательщиков, рассказала управляющий партнер Международного аудиторского союза, аудитор, советник по налоговым вопросам МПЦ EUCON, директор Школы трансфертного ценообразования Лариса Врублевская.
— Недавно вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования». Прокомментируйте, пожалуйста, основные плюсы и минусы этого Закона. Что в первую очередь изменится в украинском бизнесе?
— Все понимают, что новое законодательство в сфере трансфертного ценообразования — это механизм противодействия налоговым оптимизациям и источник пополнения бюджета для государства. Также мы понимаем, что это распространенная мировая практика и каждая страна заинтересована в том, чтобы прибыль, заработанная в этой стране, в ней же и облагалась налогами. В результате бизнес получает дополнительную административную нагрузку, связанную с необходимостью постоянного мониторинга контролируемых операций, подготовкой новой отчетности и документации. Но перемены неизбежны, Закон № 408 вступил в силу 1 сентября, и цены, которые уже сейчас мы используем в контролируемых операциях, должны соответствовать уровню обычных цен. Ведь декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль мы подаем значительно раньше, чем отчетность по контролируемым операциям, и вносить уточнения впоследствии как-то не очень хочется. А вот практическое применение законодательства о трансфертном ценообразовании по состоянию на начало октября этого года затруднено, поскольку отсутствуют дополнительные нормативные акты, регулирующие механизмы этого применения, отсутствуют разъяснения, которых ждут плаельщики налогов.
— Наверное, в сложившихся обстоятельствах открытие Школы трансфертного ценообразования было своевременным шагом?
— Международный аудиторский союз и Международный правовой центр EUCON приняли решение создать на своей базе Школу трансфертного ценообразования, чтобы помочь бухгалтерским и финансовым службам адаптировать новое законодательство у себя на предприятиях. Программа наших занятий составлена с учетом требований главных бухгалтеров и финансовых директоров компаний. Мы хотим создать площадку для обучения, обмена опытом, дискуссий. И делаем такой шаг в первую очередь потому, что нам самим это интересно и мы понимаем всю сложность внедрения нового законодательства.
— Должно быть, школа не испытывает недостатка в слушателях?
— Первые занятия мы проводили исключительно для своих клиентов, ведь хоть и не все они крупные плательщики налогов, однако контролируемые операции имеют. Мы не скрываем, что основная наша цель — подготовить своих клиентов к новым формам налогового контроля. Тем не менее с ноября набираем внешних слушателей. Желающих посетить лекции много, запись на месяц вперед.
— В наше время бизнес имеет все более интернациональный характер. Транснациональные корпорации существуют давным-давно. Как должно измениться международное налоговое планирование (МНП) в связи со вступлением Закона № 408 в силу?
— После введения контроля над трансфертным ценообразованием многие группы, состоящие из большого числа юридических лиц, должны оценить эффективность своей организационной структуры именно с точки зрения трансфертного ценообразования. До недавнего времени налогоплательщики не придавали особого значения объемам и ценам внутригрупповых операций, ведь осуществить доначисление налогов на практике налоговым органам было крайне сложно. Теперь же ситуация совсем другая, новое законодательство требует постоянного контроля цен и мониторинга соответствия их уровня рыночному. И, видимо, наиболее простым способом снижения рисков трансфертного ценообразования будет сокращение структурных единиц в группах, особенно в случаях, когда имеет место единый производственный цикл, но выделены обслуживающие его единицы.
— Цель данного Закона — ставшее уже традиционным «наполнение бюджета», он сразу получил название «антиоффшорный». Насколько интенсивно при контроле трансфертного ценообразования может произойти антиоффшоризация экономики и бизнеса?
— Мы часто говорили, что в перечень контролируемых попадают операции с низконалоговыми юрисдикциями. Но ведь в действительности они не такие уж и низконалоговые, учитывая тот факт, что ставка налога в стране нерезидента должна быть менее 18,05 %. В перечень государств, операции с резидентами которых будут контролироваться, попадет, например, Беларусь (ставка налога 18 %), Германия (ставка налога 15 %) и многие другие совсем не оффшорные страны. Разница в ставках налога в 5 % вовсе не значительна.
— Внедрение правил трансфертного ценообразования влечет за собой создание дополнительной административной нагрузки на предприятия. Какие возможности остаются у налогоплательщика для соблюдения и защиты своих интересов?
— Плательщик налогов может в любой момент после подачи отчетности получить запрос на предоставление документации по контролируемым операциям с требованием обосновать уровень своих цен. Для того чтобы вас не застали врасплох, необходимо цены отслеживать постоянно. Если это делать во время осуществления операции с одновременным документированием обоснования уровня цены договора, то можно считать, что вы приложили максимум усилий для своей защиты. Конечно же, я имею в виду, что анализ должен быть качественным. Необходимо правильно выбрать метод определения цены, обосновать его, найти сопоставимые операции, рассчитать рыночные диапазоны цен либо рентабельности и затем уже провести сравнение цены.
— Существуют ли уже сейчас заметные пробелы или нестыковки в Законе или их наличие/отсутствие покажет только практика его применения?
— Довольно часто новое законодательство имеет отдельные неурегулированные моменты, не стал исключением и Закон № 408. Например, определение отчетного периода в 2013 году. Закон вступил в силу с 1 сентября, а отчетный период на 2013 год отдельно в нем не предусмотрен. Порог для объемов контролируемых операций в 50 млн грн рассчитывается за календарный год, и отчетность предусмотрена годовая. Вследствие этого возникает вопрос: за какой период следует отчитываться по итогам 2013 года — за весь год или за период с сентября по декабрь?
Снова не учтены интересы посредников. Пороги контролируемых операций предусматривают подсчет общих объемов операций, а не сумм вознаграждения агента либо комиссионера. Такая же ситуация по кредитным операциям. Не определено, следует ли учитывать курсовые разницы при расчете порогов. Как быть с операциями, по которым плательщик налогов не отразил расходы? К примеру, если товар в отчетном периоде остался непроданным, то соответственно доначислить налоговые обязательства по налогу на прибыль по этой операции нельзя. Надеюсь, что в ближайшем будущем плательщики налогов получат разъяснения от Министерства доходов и сборов.
— Какие шаги следует предпринимать плательщикам налогов с целью построения эффективной системы контроля над трансфертным ценообразованием в компании?
— Начинать рекомендуем с диагностики компании, которая должна включать инвентаризацию сделок, оценку налоговых рисков. Также не обойтись без подготовки внутренней политики компании по трансфертному ценообразованию. Причем чем детальней будет эта политика, тем легче будет непосредственным исполнителям. Необходимо разработать и описать процедуры мониторинга операций, определить критерии поиска сопоставимых операций, выбрать методы ценообразования с учетом специфики деятельности компании, определить возможные источники информации, закрепить ответственность за персоналом. Важно еще обучить персонал, поскольку контроль над трансфертным ценообразованием требует как специальных знаний, так и аналитических способностей. Вообще, рост трудозатрат на ведение документации и мониторинг контролируемых операций весьма существенный. Перед компаниями сейчас стоит выбор либо создавать у себя новые подразделения и искать специалистов, либо отдавать эти функции на аутсорсинг.
(Беседовал Александр БИЛЬДИН,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…