Украина имеет шанс в легитимной плоскости снять накопившиеся в обществе противоречия. По крайней мере, народные депутаты свою задачу выполнили, приняв в марте с.г. Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О выборах Президента Украины» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно технико-юридического усовершенствования избирательного процесса» № 879-VІІ (Закон). По знакомой традиции законодательство было изменено непосредственно перед началом избирательной кампании. Однако обстоятельства не позволяют кому-либо спорить с обоснованностью таких оперативных изменений.
А недавно завершился первый этап избирательной кампании по выборам Президента Украины — выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Украины.
Теперь стоит задача реализовать дальнейшие этапы избирательного процесса. Не секрет, что уже второй из них — образование окружных и участковых избирательных комиссий — будет сопряжен с рядом проблем ввиду присутствия российских войск в Автономной Республике Крым.
Однако следует сказать, что законодатели уже в некоторой степени обезопасили себя от неблагоприятного сценария развития событий. Так, непосредственно перед принятием Закон был дополнен положением, согласно которому Центральная избирательная комиссия (ЦИК) обязана установить результаты выборов Президента Украины независимо от количества избирательных участков/избирательных округов, на которых голосование не состоялось.
Изменениям подвергся даже сам порядок голосования. Так, помощь избирателю с особыми потребностями, который не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень или опустить его в избирательную урну, в выполнении этих действий в соответствии с его волеизъявлением и в порядке, установленном настоящим Законом, не считается голосованием вместо этого избирателя.
Изменились этапы гонки. Началом избирательного процесса будет считаться выдвижение кандидатов на выборах, а не создание территориальных избирательных округов. Завершающим этапом кампании станет прекращение окружных и участковых избиркомов, а не день подсчета голосов избирателей. При этом следует указать, что полномочия окружных и участковых избирательных комиссий в некоторых случаях могут частично продолжаться вне сроков избирательного процесса.
Органы исполнительной власти (в том числе Госказначейство и Укргосреестр), а также суды, избирательные комиссии, органы ведения Государственного реестра избирателей, правоохранительные органы должны организовать свою работу во время избирательного процесса, в том числе в выходные дни и в день голосования, таким образом, чтобы обеспечить рассмотрение документов, заявлений и прочего в соответствии с Законом.
Существенно изменены основания для проведения повторных выборов. Ранее они проводились, в частности, если в избирательный бюллетень для голосования было включено не более двух кандидатов на пост Президента Украины и ни один из них не был избран. Теперь же это возможно в случае, если не был зарегистрирован ни один кандидат. Повторные выборы пройдут и в случае, если выборы Президента Украины будут признаны несостоявшимися, а также если лицо после его избрания не получило мандата в порядке и в сроки, установленные Конституцией Украины и настоящим Законом.
Что касается даты проведения выборов, следует отметить: очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий, а не в октябре. Внеочередные и очередные выборы Президента Украины проводятся после их назначения Верховным Советом Украины (ранее внеочередные выборы могли проводиться в 90-дневный срок после провозглашения Президентом Украины лично заявления об отставке).
Для подготовки, организации и проведения выборов Президента Украины используются одномандатные избирательные округа, которые были образованы в соответствии с Законом Украины «О выборах народных депутатов Украины» и действуют на постоянной основе.
Центральная избирательная комиссия одновременно с формированием состава окружной избирательной комиссии назначает председателя, заместителя председателя, секретаря такой избирательной комиссии. Каждый субъект представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий имеет право на пропорциональную долю каждой категории руководящих должностей в окружных избирательных комиссиях. Доля руководящих должностей для каждого субъекта представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий в пределах общегосударственного округа определяется в соответствии с количеством кандидатур, включенных от этого субъекта в состав окружных избирательных комиссий, в отношении к общему количеству лиц, включенных в состав окружных избирательных комиссий.
Право представления кандидатур в состав участковых избирательных комиссий (по одному человеку в одну избирательную комиссию от одного кандидата) имеют кандидаты на пост Президента Украины. Отметим, что в предыдущей редакции они имели право внести по две кандидатуры в одну комиссию. Крайний срок подачи — за 24 дня (а не за 34 дня).
Изменяются и полномочия ЦИК. Так, Центризбирком осуществляет контроль за соблюдением и одинаковым применением законодательства о выборах избирателями, окружными и участковыми избирательными комиссиями и их членами, органами государственной власти и местного самоуправления, кандидатами на пост Президента Украины, официальными наблюдателями и даже общественными организациями.
При этом ЦИК больше не обеспечивает изготовление предвыборных плакатов кандидатов. Комиссия регистрирует официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций и официальных наблюдателей в зарубежном округе. Отметим, что ЦИК дает разрешение общественным организациям иметь официальных наблюдателей на выборах Президента Украины, но регистрировать кандидатов от этих организаций уполномочены окружные избиркомы.
Заседание избирательной комиссии является полномочным при условии присутствия более половины ее членов.
Документы, заявления и жалобы, поступившие в окружные и участковые избирательные комиссии, имеют право принимать члены соответствующей избирательной комиссии, уполномоченные на это решением. Заявления рассматриваются в течение пяти дней.
Анализ финансовых отчетов кандидатов осуществляет ЦИК. В случае выявления в ходе анализа финансовых отчетов признаков нарушения Закона об этом уведомляются правоохранительные органы для проверки и реагирования.
Также Закон дополнен важным положением, согласно которому принятие решения окружной избирательной комиссией о проведении повторного подсчета голосов после принятия избирательных документов от участковой избирательной комиссии не допускается в случае выявления нарушения целостности пакетов с упакованными документами.
Теперь официальным объявлением результатов выборов Президента Украины является опубликование результатов выборов Президента Украины в газетах «Голос Украины» и «Урядовый курьер» с указанием фамилии, имени, отчества избранного Президента Украины, года рождения, профессии, должности (занятия), места работы, места жительства, партийности, субъекта выдвижения. Напомним, что в предыдущей версии Закона было достаточно оглашения результатов председательствующим на заседании ЦИК.
Упростился также порядок признания участковым избиркомом недействительными выборов на данном участке: для этого нужно, в частности, зафиксировать факт повреждения урны, что делает невозможным установление содержания избирательных бюллетеней, если количество этих бюллетеней превышает 5 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании на избирательном участке. В предыдущей версии был установлен порог в два раза выше.
Добавим, что проведение одновременно выборов Президента и выборов в местные органы власти будет нелегким испытанием для всех лиц, задействованных в данном процессе. Особенно возрастет нагрузка на Центральную избирательную комиссию, ведь ее полномочия расширятся (необходимость регистрации более широкого круга наблюдателей и т.д.). Гарантией соблюдения Закона должна выступать судебная система, поэтому нет уверенности в том, что запланированная люстрация произойдет до окончания выборов, чтобы не дестабилизировать систему правосудия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…