С новой силой на Украине набирает обороты реформирование территориальных общин. Кроме действующих нормативных ориентиров в этой сфере (в частности, Указа Президента «О мерах относительно внедрения Концепции административной реформы на Украине»; распоряжения Кабинета Министров Украины, которым одобрена «рамочная» Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти на Украине), постановлением Кабинета Министров Украины № 214 от 8 апреля 2015 года утверждена Методика формирования состоятельных территориальных общин, что де-факто является первым шагом на пути к масштабной децентрализации власти. Документ создавался с учетом рекомендаций Совета Европы относительно путей проведения административной реформы, которые создали по просьбе правительства.
С конца мая уже планируется разработка перспективных планов формирования территориальных общин путем сотрудничества органов исполнительной власти местного (областного) уровня и органов местного самоуправления. Результатом этого процесса должно стать создание действенного механизма, с помощью которого добровольные объединения граждан в пределах определенной административно-территориальной единицы смогут эффективно обеспечить населению надлежащий уровень услуг в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты.
Анализируя опыт формирования состоятельных территориальных общин, в частности, в странах ЕС, можно сказать, что Украина столкнется с определенными трудностями. В первую очередь это отсутствие понимания на местах преимуществ при образовании состоятельных территориальных общин, что в наибольшей степени является результатом отсутствия комплексного подхода при проведении реформы.
Важнейший элемент такой комплексности — конституционное урегулирование основ формирования состоятельных территориальных общин. Такой шаг позволит в дальнейшем распределить полномочия между органами исполнительной власти и запланированными территориальными общинами для предотвращения дублирования полномочий. Также, как показывает опыт, эффективная реализация территориальными общинами своих задач возможна только при увеличении бюджетной самостоятельности, которая требует обязательного законодательного урегулирования. Не менее важным является сбалансирование изначально добровольного, а потом и принудительного формирования состоятельных территориальных общин. Эффективность «умеренного» принуждения в наибольшей степени зависит от разъяснения и поощрения преимуществ при объединении граждан в территориальные общины.
ЛУЦКИЙ Михаил — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…