Глобальные трансформационные процессы на рынке юридических услуг затрагивают и сферу продаж. Помимо традиционных рекомендаций, тендеров и поиска онлайн, в числе маркетинговых каналов называют социальные сети и специализированные ресурсы по поиску юридических советников. Об одном из таких проектов мы говорили с Александром Живаго, исполнительным директором украинской «Правовой биржи».
— Как вы оцениваете состояние конкуренции на украинском рынке юруслуг?
— Конкуренция очень зависит от сегментов рынка. Если разобраться, в отдельных направлениях, несмотря на обилие рекламы, реально практикуют очень небольшое количество юрфирм. Соответственно, конкуренция между ними присутствует, но, как мне кажется, она так долго существует, что они выработали определенные правила и друг другу дорогу практически не переходят. Есть некий негласный кодекс поведения, поэтому реальной конкуренции в принципе нет. И наш проект «Правовая биржа» как раз и нацелен на то, чтобы эту конкуренцию по духу и букве воплотить в реальность.
— Каким образом?
— Идея market place хорошо известна во многих сферах экономики, например в торговле. На юридическом рынке она менее распространена, да и срабатывает не так быстро и прямо.
Сегодня «Правовая биржа» — это проект социальной направленности. Несколько юридических компаний объединились в неприбыльную общественную организацию и создали своего рода торговую площадку, на которой происходят тендеры на юридические услуги. Основные принципы нашей работы — fair play, соревновательность, свободная конкуренция.
— Как все происходит на практике, как к вам попадают заявки?
— У нас есть две основные формы работы с заказчиками. Можно оставить тендерную заявку непосредственно на нашем сайте legalexchange.kiev.ua либо заключить договор о сотрудничестве с администрацией биржи — в таком случае все необходимые процедуры мы проведем самостоятельно.
— Кто оплачивает услуги биржи?
— Биржа функционирует за счет ежемесячных взносов, уплачиваемых юрфирмами, которые являются членами нашей общественной организации.
— То есть независимо от того, получают ли они клиентов?
— Да, это сделано для того, чтобы максимально отойти от заинтересованности в результате и подтвердить наш статус независимой и объективной организации.
— Клиент может отказаться от услуг юрфирмы, предложившей лучшие тендерные условия?
— Не обязательно лучшим предложением будет более низкая цена. Тендеры могут быть проведены как специалистами биржи, когда клиенты дают нам полный карт-бланш, либо мы аккумулируем всю полученную информацию, а выбор клиент делает сам — мы лишь документально все оформляем.
— То есть клиент избавляется от всех технических вопросов по организации тендера?
— Именно так. И в этом одно из наших преимуществ. Мы забираем хлеб у тендерных комитетов и юрслужб компаний, избавляя их от необходимости заниматься не свойственными им задачами, тем самым мы экономим корпорациям деньги.
— На какую категорию дел ориентируются биржа и юрфирмы-участники?
— Мы ориентируемся прежде всего на юридических лиц, которые предпочитают тендерные процедуры закупки юридических услуг. Если говорить о ценовом пороге, то это проекты стоимостью примерно от 100 тыс. грн. К нам обращаются и для поиска судебного представителя, и для получения юридических консультаций, сопровождения трансакций. Заявки поступают абсолютно разные. Например, одна достаточно известная компания попросила нас найти ей представителя в другом городе.
На самом деле мы очень долго запускались, требовались определенные инвестиции, в том числе и социальные. На определенном этапе нам очень помогла Украинская межбанковская валютная биржа. Сейчас мы работаем скорее в тестовом режиме. И в среднем в месяц проводится до трех тендеров.
— Биржа действует лишь как посредник или может выступить гарантом качества услуг юрфирмы?
— Биржа выступает гарантом соблюдения тендерных процедур, непредвзятости и прозрачности сделанного выбора. Мы не можем выступать гарантом качества самой юридической услуги. С другой стороны, мы работаем с юрфирмами, очень хорошо известными на рынке, чьи бренды сами по себе являются весомой гарантией.
Еще одна услуга, которую мы предоставляем, это своего рода консьерж-сервис. Мы не просто следим, чтобы тендер был проведен надлежащим образом. Клиенты могут поручить нам поддержку тендера после его реализации. В этом случае мы осуществляем коммуникацию с юрфирмой, отслеживаем состояние реализации проекта. Это отдельная сфера деятельности.
— Насколько украинский юридический рынок в принципе технологичен, есть ли в нем место инновациям?
— Юридический рынок, тем более украинский, прежде всего консервативен. Проект, о котором мы говорим, ломает стереотипы, устоявшиеся связи, в том числе коррупционные, сложившиеся между некоторыми юрфирмами и юридическими департаментами их клиентов, между юристами и тендерными комитетами и т.д. Он вводит элемент свободного выбора юрсоветника, не связанного с какими-то личными предпочтениями, протекционизмом или лоббированием.
— Известны ли вам проекты аналогичной направленности? И, если смотреть более широко, какое ваше место в общей системе координат в области продажи юруслуг?
— Мы первыми вышли на рынок, но долгое время не очень серьезно к этому относились. За это время появилось несколько проектов той же направленности, но они больше нацелены на капитализацию, на поток сделок. А это возможно в сегменте мелких проектов физических лиц, то есть прямо мы не конкурируем.
Если сравнивать нашу площадку с продвижением юрфирмы через соцсети, я бы тоже не проводил прямые аналогии. Страничка юрфирмы в соцсети — это в той или иной степени рекламная площадка. Наша биржа выступает скорее как маркетинговый канал для потребителей юридических услуг. Мы больше ориентированы на потребности заказчиков. Хотя в целом в какой-то мере мы содействуем продвижению и юридических компаний — посредством реализации свободного выбора и конкуренции. Если юрфирма утверждает, что она лидер в своей области, мы предоставляем возможность это доказать.
И, безусловно, я бы не ставил нас в один ряд с такими устоявшимися каналами продажи юруслуг, как «сарафанное радио» или рекомендации, деловые связи, которые складывались годами. Мы своего рода ледокол. Наша цель — внести нечто новое, поломать стереотипы. За подобными инструментами будущее.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…