Тень студента — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (1030) » Тень студента

Тень студента

В Министерстве юстиции Украины выступили с инициативой полного запрета заочной формы базового юридического образования. По словам министра юстиции Павла Петренко, требования к будущим юристам не менее высоки, чем к будущим медикам, поэтому в нашей стране система высшего юридического образования, как и образования медицинского, должна быть стационарной. Юристов часто сравнивают с врачами, поскольку от действий представителей обеих профессий зависит жизнь человека, и с этим сравнением никто не спорит. Но в вопросе необходимости запрета юридического заочного образования единого мнения нет как среди преподавателей и студентов высших учебных заведений, так и в юридическом сообществе.

Качество украинского юридического образования давно и часто критикуют, называя такие проблемы, как перенасыщение юридического рынка специалистами (хотя спрос на диплом юриста остается одним из самых высоких), недостаточность практической подготовки будущих юристов, а «заочку» и вовсе именуют легальной формой торговли дипломами. «Корочка» юриста нередко нужна для занятия определенных должностей, а наличие юридического образования рассматривают как престижную строку в резюме. А пресловутое юридическое чутье и логику можно получить, лишь обучаясь на стационаре, где преподают и делятся опытом практикующие юристы из различных сфер деятельности. Кроме того, при очном обучении можно лучше контролировать студентов, а значит, и адекватнее оценивать. А сторонники заочной формы юридического образования свою позицию аргументируют тем, что для изучения юриспруденции вовсе не обязательно постоянно контактировать с преподавателями и слушать лекции, ведь правовые дисциплины в большей мере теоретические и практические навыки дает лишь опыт реальной работы. Также есть мнение, что форма обучения вообще никак не влияет на профессиональный уровень выпускников юрфаков, ведь все зависит от личностных качеств будущего юриста и его мотивации.

«Инициатива Минюста об отмене заочного юридического образования не возникла из ничего. Хотя эта инициатива многими специалистами рассматривается как вступающая в противоречие с правом человека на доступ к высшему юридическому образованию, дискуссия о качестве знаний, которые получают соискатели юридического образования в заочной или последипломной форме, идет уже очень давно, — отмечает Иван Городиский, координатор Комиссии Ассоциации юристов Украины по вопросам усовершенствования юридического образования. — Следует быть откровенными: очень часто целью этого обучения и со стороны вузов, и со стороны студента является не получение реальных знаний и навыков, а получение диплома юриста, который в нашем обществе трактуется как must have. Полная ликвидация высшего юридического образования в заочной и последипломной форме представляется сейчас маловероятной, но такое заявление должно стать для юридических школ сигналом к необходимости совершенствования учебных программ и повышению качества заочного юридического образования».

В вузах, занимающихся подготовкой будущих юристов, по-­разному отреагировали на возможность отмены заочного образования. «В самой форме заочного образования нет ничего плохого, — считает Олеся Отраднова, заместитель декана юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. — Напротив, мировой тенденцией является развитие дистанционного образования в различных областях. Главное — это качественные образовательные программы и методы контроля. Если программа заочного образования построена на удачном сочетании общения с преподавателями, самостоятельной работы, практической подготовки и контроля знаний, это в полной мере позволяет подготовить квалифицированных специалистов, в том числе юристов».

А вот президент Национального университета «Киево-­Могилянская академия» Андрей Мелешевич другого мнения: «В «Могилянке» принципиально нет заочного образования. Мы считаем, что заочное образование — это в основном (исключения есть, но правило общее), профанация, низкое качество образовательных услуг, de facto продажа дипломов. Для юристов это особенно важно. Поэтому лично я такое решение Минюста, если оно когда­-то и реализуется, полностью поддерживаю».

Декан юридического факультета Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича Петр Пацуркивский считает, что отмена юридического заочного образования очень положительно повлияет на профессионализм будущих юристов. «Скажу откровенно: заочная форма подготовки юристов­правоприменителей (другими словами, практических юристов) неприемлема в принципе, поскольку не позволяет надлежащим образом подготовить студента к профессии юриста, обучить его не только знаниям и пониманию права, но и достаточным умениям и навыкам правоприменения, а особенно — привить общечеловеческие ценности. Заочная форма обучения была допустима при подготовке юристов академического типа, получавших о праве только определенные знания. Но и для этих целей ее эффективность крайне низка. Например, на нашем факультете в июне 2017 года выпускной экзамен из бакалавриата, который проходил в форме компьютерного тестирования, не сдали только 0,8 % студентов стационара и почти пятая часть студентов-­заочников. Зато заочная форма обучения крайне выгодна вузам экономически: финансовые вложения минимальные, а дивиденды, наоборот, максимальные, рентабельность зашкаливает», — отмечает г-­н Пацуркивский.

Не секрет, что многие законодательные новации на Украине с большим или меньшим опозданием копируют у Российской Федерации. О запрете заочного юридического, а заодно и экономического образования в России заговорили год назад. Цели были те же — повысить качество образования, уменьшить количество «купленных» дипломов, снизить перенасыщенность рынка. Такая инициатива вызвала бурную дискуссию: в ряде российских вузов выступили категорически против такого запрета, но многие его поддержали, аргументируя тем, что «заочка» для юристов осталась со времен советской эпохи и уже не актуальна, ведь качественные знания и навыки будущий юрист может получить, лишь обучаясь стационарно. В результате решение было принято, и с 1 сентября с.г. вступил в силу новый государственный образовательный стандарт бакалавриата по направлению подготовки юриспруденции. По этому стандарту заочная форма обучения возможна только при получении второго высшего образования, для соискателей первого юридического образования осталась возможность лишь очного или смешанного — очно-­заочного обучения. Если проанализировать выступления Павла Петренко по этому поводу, можно заметить, что о такой же схеме говорят и в Минюсте Украины, и частично она уже отображена в Концепции реформирования юридического образования.

Выпускники украинских юридических факультетов плохо подготовлены к практической работе, при этом их слишком много — такие нарекания часто можно услышать от опытных юристов. В основном речь идет о специалистах, обучавшихся на очном отделении, поэтому заочное образование вряд ли можно поставить на первое место в топе причин недостаточной квалификации молодых юристов. Высшее юридическое образование нуждается в повышении требований к аккредитации вузов, улучшении программ для юридических факультетов, повышении практической подготовки студентов, изменении методов оценивания знаний. Именно этого юридическое сообщество ожидает от реформы.

 


Мнение

Право на образование

Владислав РЕЗНИКОВ, адвокат, партнер ЮФ Trusted Advisors

В наши дни принято считать, что не ты выбираешь профессию, а она выбирает тебя, особенно если речь идет о юриспруденции, поскольку этот выбор должен быть осознанным, ведь по сути он становится для человека призванием.

Высшее образование дает академические знания для решения задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Но как именно человек получает эти знания — не имеет значения. И даже если принимать во внимание корреляцию интеллекта и высшего образования, то она, несомненно, присутствует. Но что причина, а что следствие — это другой вопрос.

Однако чиновники видят определенную проблематику в форме обучения будущих юристов и предлагают полный запрет заочной формы для базового юридического образования. Один из мотивов отмены заочного обучения — некачественное образование. Согласиться с этим крайне сложно. Ведь фактически чиновники используют метод наименьшего сопротивления, устраняя проблему, а не решая ее.

Если взглянуть на современные тренды, то дистанционное образование находится на пике популярности, и большинство мировых университетов адаптируют подачу академических знаний к различным формам онлайн­обучения. Открытость и доступность обучения не ограничивают человека, а наоборот, позволяют ему самостоятельно выбирать. Любой контроль, материальная или преподавательская база не отменяют самообразования и желания приобрести навыки будущей профессии. В эру технологий существует множество ресурсов для самообразования: профессиональные форумы, книги, онлайн­лекции и вебинары. Здесь скорее играет большую роль желание учиться, а не сама форма обучения. А вводя искусственное ограничение на получение любого вида образования, мы возвращаемся к средневековым методам, где образование заключается в банальной формальности посещения лекций и семинаров.

И получается, что мы осознанно бежим от реформирования самой системы вместо того, чтобы разрабатывать уникальные программы и новые методологии для развития как дистанционной формы образования (например, онлайн­лекции и библиотеки), так и стационарной, и тем самым ограничиваем возможность каждого желающего воспользоваться правом на получение образования.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Бизнесмобиль

Акцент

Благие двести

В фокусе: адвокатура

Адвокатский запрос

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ усилит регулирование финмониторинга

Изменен Порядок проведения служебных расследований

Подготовлен новый закон о рынке земли

Государство и юристы

Спам-процедуры

Тень студента

Правопринудительная практика

Срок для ликвидатора

Секрет формы

Документы и аналитика

Старый том

Новости из зала суда

Судебная практика

Судье не удалось добиться исправления описок в решении ВККС через суд

Убытки не могут быть принудительно взысканы путем предъявления требования — суд

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы Integrites закрыли две крупные сделки по привлечению финансирования для украинского агрохолдинга

Interlegal защитил интересы судовладельца в споре по демереджу, возникшем из рейсового чартера

Отрасли практики

Бремя надежд

Раскрытие покажет

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Быть в движении

Самое важное

День арбитража

Субъектный состав

В режиме нон-скоп

Формула успеха

Судебная практика

Судебные решения

Арендатор вправе расторгнуть договор аренды земельного участка, предоставленного для нужд строительства и обслуживания объекта строительства

Судебная практика

Расторженный взгляд

Критерии вмешательства

Выжать сроки

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях рассрочки исполнения судебного решения

Судебная практика

Согласование? Нет

Тема номера

Стадия готовности

Допускная способность

Конкурентное имущество

Хорошее построение

Удаленная работа

Частная практика

Премьерное поведение

На GRани выжидания

Інші новини

PRAVO.UA