Тень энергетика — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (953) » Тень энергетика

Тень энергетика

На протяжении последнего десятилетия в правовом поле было сделано множество попыток провести существенные реформы той или иной отрасли. Но зачастую все заканчивалось на уровне обсуждения и дискуссий, и лишь очень немногочисленные предложения закреплялись на уровне законопроектов.

Реформирование рынка электроэнергии — еще одна «долгоиграющая» реформа, заставившая специалистов и экспертов дискутировать о новых моделях рынка, разрабатываемых законопроектах и времени их внедрения. К слову, долгое время именно эта реформа и «зависала» на уровне дискуссий.

Тем не менее, как и любой не доведенный до конца процесс реформирования той или иной отрасли, реформа энергетического сектора нашла свое продолжение благодаря исполнению обязательств, взятых на себя Украиной перед Европейским Союзом.

Первый существенный шаг в этом направлении был сделан 1 января 2014 года со вступлением в силу Закона Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины» № 663-VII, который фактически запустил процесс реформирования.

Для реализации следующего шага Министерству энергетики и угольной промышленности понадобилось больше года. Речь идет о проекте Закона Украины «О рынке электрической энергии Украины», уже одобренном Кабинетом Министров Украины и поданном на рассмотрение парламента.

Данный документ разработан во исполнение Соглашения о членстве в Энергетическом сообществе. Украина обязалась с 1 января 2015 года применять правила Третьего энергетического пакета ЕС.

Но речь даже не об исполнении взятых обязательств, хотя вряд ли стоит напоминать, что весь процесс, от производства до потребления электроэнергии, давно устарел, и по сути экспертам очень сложно назвать его рынком в прямом смысле этого слова.

Основная цель законопроекта — обеспечение надежного и безопасного снабжения электрической энергией потребителей с учетом их интересов, минимизация затрат на услуги поставки электрической энергии путем определения на законодательном уровне организационной структуры и принципов функционирования рынка электрической энергии, основных принципов и предпосылок его реформирования.

Документ предусматривает организацию рынка электрической энергии из следующих составляющих: двусторонние договоры, рынок «на сутки вперед», внутрисуточный рынок, балансирующий рынок, рынок вспомогательных услуг.

Следует отметить, что именно на этих сегментах рынка акцентировали внимание как украинские, так и международные эксперты еще в процессе обсуждения Программы экономических реформ на 2010–2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», реализация которой должна была привести к либерализации энергетических рынков.

Как предусмотрено законопроектом, участники рынка электрической энергии осуществляют свою деятельность на рынке электрической энергии на договорной основе, в документе содержится перечень соответствующих договоров, состоящий из 11 пунктов, и перечень не является исчерпывающим.

Кроме того, законопроект предлагает ввести новый организованный сегмент рынка — внутрисуточный рынок, на котором возникают отношения между участниками такого рынка и оператором рынка, связанные с куплей-продажей электрической энергии непосредственно в пределах суток физической поставки электрической энергии для уменьшения отклонений фактического производства/потребления от заявленного на рынке «на сутки вперед».

Среди новшеств стоит отметить и введение нового участника рынка — трейдера. В соответствии с текстом законопроекта хозяйственная деятельность по перепродаже электроэнергии (трейдерская деятельность) на рынке электрической энергии подлежит лицензированию в случае отсутствия у субъекта хозяйствования других лицензий, обязательных для осуществления деятельности на рынке электроэнергии.

Трейдеры осуществляют покупку электрической энергии с целью ее перепродажи за исключением продажи потребителю.

Следует сказать еще об одном немаловажном положении, предусматривающем обособление деятельности оператора системы передачи. Так, под оператором системы передачи подразумевается субъект хозяйствования, который получил лицензию на осуществление деятельности по передаче электрической энергии. Оператор должен быть отдельным юридическим лицом, которое не является составной частью вертикально интегрированного предприятия и осуществляет свою хозяйственную деятельность независимо от деятельности производства, распределения, поставки электрической энергии и трейдерской деятельности. Оператор не имеет права осуществлять деятельность по производству, распределению, поставке электрической энергии.

Ввиду масштабного внедрения совершенно новых механизмов функционирования рынка электрической энергии (текст документа насчитывает 152 страницы) законопроектом предусмотрено введение переходного периода до 24 месяцев с момента вступления в силу закона, в течение которого должны быть созданы необходимые технические, организационные, экономические и нормативно-правовые предпосылки для внедрения и слаженного функционирования рынка электрической энергии Украины.

Сомнений в том, что данный законопроект будет принят в ближайшее время, у экспертов практически нет, также нет сомнений и в том, что он будет существенно доработан. К слову, документ прошел экспертизу в международных институциях, которые предложили внести в него порядка 11 правок.

 


Комментарий

 

Вопрос к участникам

Татьяна ТАРАСЮК,
директор по юридическим вопросам ПАО «Киев­облэнерго»

— Разговоры о необходимости принятия закона о рынке электрической энергии Украины ведутся не один год. Кроме того, что данный закон Украина обязана принять в рамках процесса евроинтеграции, следует отметить: электроэнергетическая отрасль тоже в ожидании изменений, направленных на либерализацию рынка.

Энергетики постоянно поднимают проблемные вопросы относительно ликвидации перекрестного субсидирования, создания условий для привлечения инвестиций и устранения «ручного управления» на данном рынке.

Согласно требованиям директив ЕС и протокола о присоединении Украины к Договору об основании Энергетического сообщества, Украине необходимо создать условия для конкуренции на рынке, повышения экономических показателей деятельности участников рынка и как следствие — обеспечить надлежащее функционирование региональных рынков в рамках единого рынка Энергетического сообщества.

Данный законопроект прописан с частичным учетом европейских подходов к нормотворчеству. Не характерно для национального законодательства, в частности, указывание судам при применении норм отдельного закона принимать во внимание правоприменительную практику Энергетического сообщества и Европейского Союза, к примеру, решения Суда Европейского Союза (Европейского суда, Общего суда).

Положительным моментом является демонополизация производства и поставки электроэнергии, утверждение годового прогнозируемого топливно-энергетического баланса, возможность прямых договоров и в целом новая модель рынка.

Вместе с тем законопроект оставляет и для участников рынка, и для конечных потребителей массу вопросов, связанных с процедурой разделения компаний монополистов в рамках Третьего энергетического пакета, установлением статуса квалифицированного потребителя, механизмом функционирования балансирующего рынка и «рынка вспомогательных услуг», вмешательством оператора системы передачи (в том числе и аварийным).

Если говорить со стороны потребителя, то позиция рядового гражданина не совсем оптимистична.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Держать руку на курсе

VOX POPULI

Самое важное

Опытная инстанция

Акцент

Доверительные соотношения

Государство и юристы

Взгляд в будущее

Тень энергетика

Книжная полка

Историческое знание

Новости из зала суда

Судебная практика

Продажа помещения столичного ипподрома признана незаконной

Суд лишил свободы солдата, не являвшегося в часть 198 суток

Хозсуд Киева расторгнул договор купли-продажи стадиона «Старт»

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮК FCLEX отстояла в суде интересы Национального банка Украины

Артем Стоянов назначен заместителем главы КДК Федерации футбола Украины

ЮФ Aequo защитила интересы частных инвесторов на Украине в земельных спорах

ЮК VB PARTNERS защищает менеджмент USB банка

ЮФ Sayenko Kharenko — советник Goldman Sachs по вопросам реструктуризации еврооблигаций г. Киева

МЮФ Integrites усиливает практику антимонопольного права

Отрасли практики

Сцена ошибки

Медовый пас

Образцовое проведение

Рабочий график

Хозяйственное реформирование

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Монополе

Самое важное

Требования момента

Ценное образование

Привести опыт

Судебная практика

Проверочная ферма

Создание Совета

Судебная практика

Судебные решения

О подтверждении недействительности сделки

Судебная практика

Справедливость превыше всего

Почтовые ремарки

Тема номера

Нормативный факт

Раздельный знак

Видимо — на видео

Частная практика

Globalное сообщество

Игра на опережение

Налоговое время

Аннулировали кредит

Інші новини

PRAVO.UA