Реформирование рынка электроэнергии — еще одна «долгоиграющая» реформа, заставляющая специалистов и экспертов дискутировать о новых моделях рынка, разрабатываемых законопроектах и времени их внедрения.
Последним обсуждаемым законопроектом стал проект Закона Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии на Украине», который в прошлом году был принят в первом чтении.
Напомним, что данный документ подвергся многократному обсуждению и, как и любой законопроект, содержит множество как положительных, так и негативных аспектов. Одними из недоработок документа эксперты называли статус и полномочия государственного регулятора в сфере рынка электрической энергии.
Сегодня деятельность Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ) Украины подкреплена множеством законов и подзаконных актов. Возможно, что уже в ближайшее время данный вопрос будет решен и станет еще одной ступенью в реформе рынка электрической энергии. Речь идет о законопроекте «О государственном регулировании в сфере энергетики». Авторы проекта закона справедливо отмечают, что деятельность НКРЭ основывается на нормативных актах, которые не в полной мере регулируют вопросы организации деятельности НКРЭ и лишь частично соответствуют требованиям общеевропейского законодательства.
Данным документом предлагается законодательно закрепить статус Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, как независимого государственного коллегиального органа. К слову, эксперты в сфере энергетики неоднократно отмечали, что государственный регуляторный орган должен быть независимым от рынка и обязан постоянно проводить соответствующий мониторинг. Законопроектом урегулированы не только функции и полномочия регулятора, но и экономические и организационные основы государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования на энергетических рынках в целом.
Впрочем, возвращаясь к регулятору, отметим, что этот орган авторы законопроекта наделяют весьма обширными полномочиями. В частности, осуществление регулирования деятельности субъектов хозяйствования на энергетических рынках будет проходить путем лицензирования целого ряда видов хозяйственной деятельности, определения условий доступа к товарам (услугам), которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий, а также утверждения обязательных для субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность по поставке электрической энергии, природного газа, нормативов по определению необходимого уровня финансового обеспечения для осуществления ими деятельности на таких рынках. Это лишь небольшой перечень тех полномочий, которыми наделяется «орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере энергетики».
Возвращаясь к вопросам лицензирования, следует отметить, что документом устанавливаются некоторые особенности лицензирования в сфере энергетики. Так, предусматривается, что подлежат лицензированию в объемах или по критериям, которые превышают уровень, установленный лицензионными условиями, такие виды хозяйственной деятельности, как производство электрической энергии, ее распределение, комбинированное производство тепловой и электрической энергии, производство тепловой энергии на теплоэлектроцентралях, теплоэлектростанциях, атомных электростанциях, когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии, распределение природного газа и его хранение.
Отметим, что сегодня Законом Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» предусматривается, что лицензия выдается в порядке, определенном национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики. Таким образом, в случае принятия законопроекта порядок лицензирования будет регулироваться исключительно законом. Кроме того, в связи с определением законопроектом целого ряда видов лицензирования в сфере энергетики соответствующие изменения будут внесены и в Законы Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», «Об электроэнергетике», предусматривающие непосредственно лицензирование хозяйственной деятельности на энергетических рынках с учетом особенностей, изложенных в рассматриваемом законопроекте. Следует отметить, что документом определен четкий порядок получения соответствующей лицензии с перечнем необходимых документов, а также с учетом сроков их действия в зависимости от вида деятельности. Кстати, в Законе Украины «Об электроэнергетике» тоже говорится, что соответствующая лицензия выдается в соответствии с правилами, утвержденными национальной комиссией.
Еще одним из актуальных вопросов является порядок регулирования цен (тарифов) на энергетических рынках. Данный законопроект предусматривает установление госрегулятором фиксированных цен, в том числе дифференцированных по количеству (объему) потребленного товара (услуги) и/или по группам (категориям) потребителей, а также предельных цен.
Вместе с тем регулятор будет наделен правом определять объемы потребления электрической энергии и природного газа населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которых и выше которых поставки электроэнергии и природного газа осуществляются по дифференцированным ценам по количеству (объему) потребленного товара.
Не забыли авторы и об ответственности за нарушение законодательства на энергетических рынках, прописав виды правонарушений в этой сфере. В частности, к ним отнесены нарушения субъектами энергетических рынков лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, невыполнение решений комиссии, непредоставление копий документов, объяснений и другой информации по требованию комиссии.
Урегулируются и штрафные санкции в зависимости от вида нарушений. Например, непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации, предусмотренной лицензионными условиями, и другой информации по требованию комиссии влекут наложение штрафа от ста до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. А вот уклонение от исполнения решений комиссии и лицензионных условий влечет за собой наложение штрафа от пятисот до пятидесяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.
Отметим, что подобные санкции предусматриваются сегодня Законом Украины, регулирующим функционирование рынка природного газа.
Кроме того, законопроектом предлагается и административная ответственность должностных лиц субъектов энергетических рынков за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение решений комиссии.
В целом на первый взгляд данный законопроект не содержит существенных изменений в сфере государственного регулирования в энергетике. Но весомым плюсом данного документа является то, что все основные полномочия, функции, порядок и статус государственного регулятора будут прописаны в одном законодательном акте, и, например, порядок лицензирования соответствующих видов деятельности будет урегулирован не подзаконными нормативными актами, а этим документом.
Татьяна ТАРАСЮК,
заместитель директора по правовой поддержке ПАО «Киевоблэнерго»
Государственное регулирование в сфере энергетики в основном осуществляет Национальная комиссия (НКРЭ), руководствуясь соответствующим Положением.
Указанным законопроектом предлагается закрепить на законодательном уровне задачи, принципы государственного регулирования в сфере энергетики. При этом законодатель вводит также новое понятие «энергетические рынки», объединяющее в себе несколько видов деятельности в энергетике.
Также законопроектом конкретизируются полномочия Кабинета Министров, центральных органов исполнительной власти и НКРЭ. Фактически предлагается закрепить за Национальной комиссией полномочия в том числе и относительно осуществления мер по обеспечению эффективного функционирования и развития энергетических рынков (утверждение нормативно-правовых актов по вопросам установления типичных форм технических условий присоединения электроустановок к электрическим сетям, доступа к Единой газотранспортной системе Украины и присоединения заказчика к газовым сетям и т.п.)
Рассматриваемый законопроект станет основой для либерализации энергетических рынков, как это предполагается Программой экономических реформ на 2010—2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».
Среди предлагаемых изменений можно отметить такие, как установление минимального срока предоставления информации, документов лицензиатами на запрос НКРЭ, действие лицензий на осуществление деятельности на энергетических рынках. Это также и увеличение размеров штрафных санкций за правонарушения в сфере энергетики, что предоставит возможность НКРЭ более весомого влияния на лицензиатов.
Одновременно законопроектом предусматривается внести изменения в другие законы, которые регулируют деятельность в энергетике, являются уточняющими и приводят законодательство в соответствие с нормами рассмотренного законопроекта.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…