Действующее таможенное законодательство Украины предусматривает 13 видов таможенного режима. Наиболее распространенными из них являются импорт, экспорт, транзит и временный ввоз (вывоз). Однако таможенный режим «временный ввоз» по праву занимает особое место, так как именно ему посвящены не только нормы национального законодательства Украины, но и ряд международно-правовых договоров. К их числу относятся Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств, подписанная в г. Нью-Йорке 4 июня 1954 года (Нью-Йоркская таможенная конвенция), Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров, подписанная в г. Брюсселе 6 декабря 1961 года (Конвенция А.Т.А.), и Конвенция о временном ввозе, подписанная в г. Стамбуле 26 июня 1990 года (Конвенция о временном ввозе).
Нью-Йоркская конвенция была подписана по итогам работы Конференции ООН по таможенным формальностям при временном ввозе дорожных моторных перевозочных средств, проходившей в г. Нью-Йорке в мае-июне 1954 года.
Конвенция вступила в силу для СССР 15 ноября 1959 года. В настоящее время положения этой Конвенции заменяет приложение С «О транспортных средствах» к Конвенции о временном ввозе, к которой Украина присоединилась в марте 2004 года.
Конвенция А.Т.А. своим названием обязана таможенному документу, именуемому «карнет A.T.A.». Сокращение А.Т.А. представляет собой аббревиатуру французских (Admission Temporaire) и английских (Temporary Admission) слов, которые в переводе означают «временный ввоз». Целью Конвенции А.Т.А. является облегчение ввоза товаров, которые могут быть ввезены на территории стран-участниц без уплаты пошлин. Конвенция А.Т.А. разрешает использовать карнеты вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно (за исключением товаров, ввозимых для обработки и ремонта) или транспортируются транзитом в связи с их временным ввозом. Важно отметить, что правовой статус и порядок применения карнета (книжки) А.Т.А. впоследствии получили закрепление в приложении к Конвенции о временном ввозе, которая частично заменила собой Конвенцию А.Т.А. С уверенностью можно сказать, что сегодня Конвенция о временном ввозе является основным международным договором, регулирующим порядок временного ввоза товаров и транспортных средств на территории стран-участниц.
Конвенция о временном ввозе была принята под эгидой Совета таможенного сотрудничества (международная организация, созданная в г. Брюсселе в 1950 году) с целью облегчения временного ввоза посредством упрощения и гармонизации таможенных процедур. Основная идея Конвенции о временном ввозе сводится к тому, что страны-участницы обязаны разрешать временный ввоз товаров и транспортных средств, поименованных в приложениях к Конвенции с полным условным освобождением от ввозных пошлин и налогов и без применения ввозных ограничений или запретов экономического характера. Рассмотрим каждую группу товаров отдельно.
К первой группе (приложение В.1) относятся товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках, встречах и аналогичных мероприятиях. Ярким примером применения этого приложения Конвенции могут послужить международные автосалоны, которые ежегодно проводятся в гг. Детройте, Женеве, Париже и других городах.
Вторую группу (приложение В.2) составляет профессиональное оборудование, которое используют журналисты для подготовки своих репортажей, а также съемочные группы для производства фильмов на территории стран-участниц. Сюда включаются персональные компьютеры, телефаксы, печатные машинки, видеокамеры, телекамеры, осветительная аппаратура, аппаратура для передачи и ретрансляции и другое оборудование, поименованное в приложении № 1 к приложению В.2.
Третья группа товаров (приложение В.3) охватывает контейнеры, поддоны, упаковку, образцы и другие товары, которые ввозятся в рамках торговой операции. Отметим, что для нашей страны применение этого пункта, в первую очередь, касается контейнеров, в которых перемещаются импортные товары. В этом случае контейнеры ввозятся в качестве тары и потому не облагаются ввозной импортной пошлиной. Учитывая, что единственным способом идентификации контейнера является металлическая номерная табличка с указанием наименования контейнерной линии, размера контейнера (в футах), веса и номера контейнера, Конвенция о временном ввозе предусматривает специальные требования к их маркировке. Такие требования изложены в Положении о маркировке контейнеров (приложение II к приложению В.3).
Следующую группу (приложение В.4) представляют товары, которые ввозятся в рамках производственной кооперации. Сюда относятся матрицы, печатные формы, клише, трафареты, чертежи, планы, модели, измерительные инструменты, а также инструменты, аппараты и машины, которые предназначены для ремонта подобных товаров и предоставляются поставщиком в распоряжение клиента. Интересно, что для освобождения товаров от уплаты ввозных пошлин необходимо одновременное соблюдение трех условий: 1) товары, которые ввозятся в рамках производственной кооперации, должны принадлежать лицу (компании), зарегистрированной за пределами территории временного ввоза, и предназначаться лицу (компании), зарегистрированной на территории временного ввоза; 2) вся продукция или ее часть (согласно требованиям национального законодательства), полученная в результате использования товаров, ввезенных в рамках производственной кооперации, должна быть вывезена с территории временного ввоза; 3) сменные средства производства должны временно и бесплатно предоставляться в распоряжение лица, зарегистрированного на территории временного ввоза, самим поставщиком товаров или с его помощью.
В приложении В.5 Конвенции о временном ввозе перечислены товары, которые ввозятся с учебной, научной или культурной целью. Чтобы избежать риска двусмысленного толкования этих понятий, в Конвенции отдельно приведены так называемые «иллюстративные списки», где подробно описано, что, к примеру, охватывает термин «печатные материалы» или «материалы, связанные с хобби».
Остальные приложения Конвенции касаются личных вещей туристов, путешественников и товаров, которые ввозятся для спортивных целей (приложение В.6), материалов для пропаганды и туризма (приложение В.7 с отдельным «иллюстративным списком»), товаров, которые ввозятся в рамках пограничного обращения (приложение В.8), товаров, которые ввозятся в рамках гуманитарной помощи (медицинское, хирургическое, лабораторное оборудование и грузы, предназначенные для оказания помощи).
Отдельно необходимо остановиться на приложении С, которое регулирует порядок освобождения от импортных пошлин транспортных средств, временно ввозимых в рамках коммерческого или частного использования. Конвенция о временном ввозе широко трактует термин «транспортное средство»: сюда отнесены морские и воздушные суда, автомобили, мотоциклы и велосипеды, прицепы и полуприцепы, движимый состав железнодорожного транспорта, а также обычные запасные части и дополнительное оборудование, которое перевозится на борту транспортных средств.
Наконец, два последних приложения к Конвенции о временном ввозе касаются животных (приложение D) и товаров, которые ввозятся с частичным освобождением от ввозной пошлины и налогов (приложение Е). Правом на освобождение от уплаты ввозных пошлин и налогов пользуются «живые животные любого вида», которые ввозятся с целью дрессировки, тренировки, разведения, подковывания или взвешивания, ветеринарного лечения, испытаний, участия в публичных мероприятиях, спектаклях, в рамках туристических поездок, для специальных целей (например, полицейские собаки или собаки-поводыри), для участия в спасательных операциях, в рамках перегона на новое пастбище, для выполнения работ или перевозки, а также для использования в медицинских целях (к примеру, для производства пчелиного или змеиного яда).
Товары, ввозимые с частичным освобождением от ввозных пошлин, Конвенция разделяет на две группы. К первой относятся товары, которые прямо поименованы в одном из приложений к Конвенции (см. выше), однако они не соответствуют всем требованиям/условиям, указанным в приложении. Ко второй группе относятся товары, не указанные в приложениях к Конвенции и ввозимые для временного использования для производства или выполнения работ. Конвенция предусматривает, что размер ввозной пошлины и налогов, подлежащих взысканию в отношении таких товаров (при частичном освобождении), не должен превышать 5 % от суммы пошлин, которые подлежали взысканию, если бы товары прошли таможенное оформление для использования на территории временного ввоза.
В завершение отметим, что законодательство Украины (статья 206 Таможенного кодекса) дублирует положения Конвенции в части перечня товаров, которые освобождаются от пошлин и налогов при временном ввозе..
ВОЛКОВ Артем — адвокат, старший юрист юридической фирмы «АНК», г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…