Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика №8 » Таможенная декламация

Таможенная декламация

Правительственный законопроект ставит акцент на уменьшении таможенных формальностей, необходимых для контроля за транзитным перемещением товаров

Светлана ТАРАСОВА«Юридическая практика»

В сентябре 2017 года полностью вступило в силу Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, но еще до этого момента началась постепенная имплементация в украинское законодательство европейских стандартов в различных сферах.

Длительная работа профильных ведомств, экспертов и представителей бизнеса в итоге приводит к законодательному закреплению новых норм и стандартов. С осени прошлого года такая работа велась в контексте присоединения Украины к Конвенции о процедуре совместного транзита от 20 мая 1987 года (Конвенция) и введения новой компьютеризированной транзитной системы (NCTS). В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, в текущем году должны быть завершены разработка законопроекта по внедрению правил совместного режима транзита и процедур в соответствии с положениями Конвенции и подготовка проектов изменений в национальное законодательство, в том числе проектов изменений к Таможенному кодексу Украины.

В первых числах февраля на сайте парламента был зарегистрирован правительственный законопроект 9532 «О режиме совместного транзита» (законопроект). Согласно пояснительной записке целью документа является имплементация в национальное законодательство Украины положений Конвенции о процедуре совместного транзита и Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами.

«Законопроект важен для Украины, поскольку позволит применять европейские транзитные правила, что предоставит возможность предприятиям использовать единую таможенную декларацию и единую гарантию для перемещения товаров от своего склада до склада контрагента. Как следствие, произойдет существенное ускорение и удешевление движения товаров, от которого «выиграют» все участники: экспортеры, перевозчики, импортеры», — пояснил заместитель министра финансов Сергей Верланов после утверждения Кабинетом Министров Украины законопроекта.

Законопроект устанавливает основные принципы организации и осуществления совместного режима транзита товаров через таможенную территорию Украины, порядок и условия перемещения таких товаров в совместном режиме транзита, осуществление таможенных формальностей, применение механизма гарантирования уплаты таможенного долга, применение специальных транзитных упрощенных процедур и другие особенности осуществления операций общего режима транзита.

Под режимом совместного транзита авторы предлагают понимать разновидность таможенного режима, в соответствии с которым товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Украины или в пределах зоны деятельности одного таможенного органа без какоголибо использования таких товаров с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами, без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и с учетом особенностей, определенных настоящим законопроектом.

Предусмотрено, что нормативный документ не будет распространятся на перемещение международных почтовых отправлений, перевозимых в соответствии с требованиями актов Всемирного почтового союза, а также на перемещение отдельных видов товаров, в отношении которых установлены запреты относительно их перемещения через таможенную территорию Украины.

Из механизмов, которые направлены на оптимизацию и упрощение таможенных формальностей, инициаторы законопроекта предлагают внедрить электронную транзитную систему. Система будет использоваться для электронного обмена данными при режиме совместного транзита. Кроме того, вводится и такой механизм, как электронная система управления гарантиями. Обе эти системы, по замыслу авторов законопроекта, будут входить в состав информационнотелекоммуникационной системы органов доходов и сборов, то есть будущей Государственной таможенной службы Украины.

Как следует из законопроекта, формы электронных сообщений и порядок обмена ими между таможенными органами и предприятиями устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, с учетом положений Конвенции. В отдельной статье регулируются вопросы безопасности и защиты персональных данных.

На перевозчика возлагается солидарная ответственность по уплате таможенного долга в случае утраты или выдачи без разрешения таможенного органа товаров, которые находятся под таможенным контролем в режиме совместного транзита. В свою очередь, под таможенным долгом предложено понимать сумму неуплаченных таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под режим совместного транзита.

Законопроектом также утверждается и перечень условий, при которых таможня отправления принимает таможенную декларацию для помещения товаров в режим совместного транзита. В частности, таможенная декларация должна содержать все данные, необходимые для целей помещения товаров в режим совместного транзита, и сопроводительные документы, определенные статьей 335 Таможенного кодекса Украины.

После завершения всех таможенных формальностей таможня отправления обязана внести в электронную транзитную систему информацию о маршруте перемещения товаров, предоставленную субъектом режима. При этом с целью обеспечения контроля за перевозкой товаров автомобильным транспортом таможенными органами могут использоваться информационные системы и технические средства таможенного контроля, обеспечивающие дистанционный контроль за перемещением транспортных средств и соблюдением установленного маршрута перемещения товаров.

В части сроков перемещения товаров предлагается установить, что его определяет таможня отправления с учетом вида транспорта, технических возможностей транспортного средства, маршрута перемещения товаров. Такой срок является обязательным для других таможенных органов, через которые будет проводиться операция режима совместного транзита, и его не могут изменить эти таможенные органы.

Предусмотрен законопроектом и порядок осуществления таможенных формальностей, но уже во время перемещения товаров и в таможне назначения. В частности, таможня назначения обязана проинформировать таможню отправления о доставке товаров, выпущенных с соответствующей таможенной территории в режим совместного транзита, безотлагательно, не позднее чем в течение четырех рабочих часов с момента предъявления товаров и транзитного сопроводительного документа. Но при этом сообщение о доставке товаров не считается доказательством надлежащего завершения режима общего транзита.

Отметим, что одним из основных условий перемещения товаров в таком режиме является предоставление субъектом режима таможенному органу финансовой гарантии обеспечения уплаты таможенного долга, который может возникнуть в отношении товаров, помещенных в режим совместного транзита. Детально прописаны виды гарантий, а также указаны соответствующие субъекты. Кроме того, установлены единые требования к финансовым гарантиям.

Как отмечают авторы законопроекта, таможенный долг возникает в связи с несоблюдением условий помещения товаров в режим совместного транзита, нарушением требований к перемещению товаров в режиме совместного транзита либо изъятием товаров, находящихся под таможенным контролем в режиме совместного транзита.

Ранее уже упоминалось о солидарной ответственности по уплате таможенного долга, возлагаемой на перевозчика. В то же время предлагается установить, что сумма таможенного долга, уплаченная любым из лиц, ответственных за уплату (лицо, обязанное выполнять условия помещения товаров; лицо, которое знало или должно было знать о нарушении условий помещения и/или требований к перемещению; лицо, которое приобрело во владение, пользование или распоряжение товары и которое в момент такого приобретения знало или должно было знать о нарушении условий помещения и/или требований к перемещению товаров; субъект режима), уменьшает соответствующее обязательство других лиц, которые несут солидарную с таким лицом ответственность.

При этом лицо, ответственное за уплату таможенного долга, вправе обжаловать решения, действия или бездействие таможенных органов в административном или судебном порядке, но это не освобождает его от обязанности по уплате таможенного долга.

Таким образом, в случае принятия законопроекта новые нормы позволят применять европейские транзитные правила, предоставив возможность предприятиям использовать единую таможенную декларацию и гарантии перемещения товаров по всему маршруту.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: