Так кому подчинены внутренние войска? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №23 (493) » Так кому подчинены внутренние войска?

Так кому подчинены внутренние войска?

Очередной фигурой в большой политической игре стали подразделения внутренних войск Министерства внут­ренних дел Украины. 25 мая с.г. Президент Украины своим Указом № 474/2007 (Указ) вывел внутренние войска из подчинения Министерства внутренних дел и подчинил их непосредственно себе. Контроль за деятельностью внутренних войск возлагается на Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Напомним, что, согласно Закону Украины «О внутренних войсках Министерства внутренних дел» (Закон), внутренние войска являются структурным подразделением Министерства внутренних дел и подчиняются непосредственно министру ­внутренних дел.

Но не следует забывать, что указанный Закон принят еще в 1992 году и является действующим в части, не противоречащей Конституции Украины (пункт 1 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины). Согласно Конституции, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и государственной обороны, ему должны быть подчинены все воинские формирования Украины. То есть фактически существуют предпосылки для переподчинения внутренних войск, но неопределенным остается вопрос о механизме такого реформирования. Очевидно, что наиболее приемлемым в этом случае было бы внесение соответствующих изменений в Закон Украины «О внут­ренних войсках Министерства внутренних дел», чего в сложившейся ситуации ожидать не приходится. Мотивы же Президента в полной мере изложены в Указе: переподчинение осуществлено с целью обеспечения предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальным интересам, недопущение использования внутренних войск в интересах определенных политических сил, что создает угрозу национальной безопасности Украины, приведение системы руководства внутренними войсками как военным формированием в соответствие с Конституцией Украины.

Но не все так просто. В тот же день Кабинет Министров Украины, реагируя на действия Президента, принял постановление № 774, которым обязал Министерство внутренних дел Украины при обеспечении общественного порядка в г. Кие­ве оперативно согласовывать с вице-премьер-министром Украины мероприятия, которые осуществляются Министерством, в том числе и с участием внут­ренних войск, о планировании и результатах выполнения которых информировать Кабинет Министров Украины ежедневно в 10 и 22 часа.

Также запрещается передислокация органов и подразделений внутренних войск в соответствии с требованиями Закона и без разрешения министра внутренних дел, устанавливается, что органы и подразделения внутренних войск для выполнения любых заданий привлекаются лишь по приказу или по согласованию с министром внутренних дел. Должностным и служебным лицам внутренних войск предписывается в своей деятельнос­ти руководствоваться требованиями Конституции и законов Украины, актами Кабинета Министров Украины, приказами министра внутренних дел. Как видим, из этого перечня исключены акты Президента Украины, то есть декларируется неподчиненность внутренних войск Президенту.

Персональная ответственность за неисполнение подразделениями внутренних войск приказов МВД и указанного постановления возлагается на командующего внутренних войск.

Между тем вокруг упомянутого Указа Президента развернулось и полномасштабное судебное противостояние — сначала Соломенский районный суд г. Киева приостановил действие Указа, а затем 29 мая с.г. Киевский апелляционный административный суд сначала приостановил действие решения Соломенского суда, а потом 31 мая с.г. вообще закрыл производство по апелляционной жалобе Президента. По словам Игоря Пукшина, заместителя главы Секретариата Президента, поскольку постановление Соломенского районного суда об удовлетворении иска народного депутата Владислава Забарского к Президенту Украины по поводу законности упомянутого Указа было вынесено в один день с постановлением об обеспечении иска — 25 мая с.г., последнее постановление считается упраздненным. Таким образом, де-юре, Указ продолжает действовать, так как решение о приостановлении действия Указа отменено, а решение Соломенского суда о незаконности Указа обжаловано в аппеляционном порядке и не вступило в законную силу. Несмотря на это, некоторые представители Министерства внутренних дел продолжали заявлять, что внут­ренние войска остаются в подчинении МВД.

Кроме того, стало известно, что 1 июня с.г. в Конституционный Суд Украины поступило конституционное представление 53 народных депутатов относительно конституционности Указа Президента от 25 мая с.г. № 474/2007.

Комментируя сложившуюся ситуацию, первый заместитель министра юстиции Украины Валерий Бондык отметил, что Указ Президента является преждевременным и не имеющим юридической перспективы. Внутренние войска являются подразделением Министерства внутренних дел, осуществляющим специфические функции по охране важных государственных учреждений (перечень которых устанавливается Кабинетом Министров), а также осуществляющих охрану общественного порядка и в некоторой мере борьбу с преступностью. Законом четко установлено, что внутренние войска находятся в подчинении министра внутренних дел. К полномочиям Президента как гаранта Конституции и Главнокомандующего не относится обеспечение исполнения функций внутренними войсками — это полномочия Министерства внутренних дел. Немаловажен также и финансовый фактор — переподчинение внутренних войск Президенту требует внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство.

Со стороны представителей Секретариата Президента получить комментарий относительно сложившейся ситуации не удалось. По словам Ларисы Мудрак, руководителя Главной службы информационной политики Секретариата Президента, пояснять официальную позицию Президента, изложенную в его Указе, служащими Секретариата не представляется возможным.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что если вопрос подчинения внут­ренних войск не будет урегулирован политическим путем, то следует ожидать продолжения разбирательства в украинских судах, а возможно, и принятия Президентом и Кабинетом Министров Украины очередных взаимоисключающих нормативно-правовых актов. Война указов, постановлений и судебных решений продолжается?!

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Уполномоченный контролировать СБУ

О правосудии замолвите слово…

Деловая практика

Представительство по закону юридическим лицом

Законодательная практика

ЧАО лучше, чем ЗАО?

Зарубежная практика

Налог на прибыль в Евросоюзе

Комментарии и аналитика

Нормативное регулирование охраны

Пустите, пожалуйста, проголосовать!

Неделя права

Так кому подчинены внутренние войска?

В полном составе

Судьи ВСУ вне политики

50 лет — это еще не предел!

Реестр событий

Выбраны достойнейшие

Назначение по Совету… судей

Председатели судов, равнение на ВСЮ?!

Судебная практика

Торговля под напряжением

Судебные решения

О компетенции местных советов

Об аспектах рассмотрения дел об устранении препятствий в пользовании земельным участком

Об основаниях отмены решения

Тема номера

Особенности правового регулирования застройки на чужом земельном участке

Право собственности — по давности

Трибуна

Реституция или виндикация?

Частная практика

На страже госинтересов

Юридический форум

Преимущества для настоящих профессионалов

Крымское право ассоциации

Інші новини

PRAVO.UA