Очередной фигурой в большой политической игре стали подразделения внутренних войск Министерства внутренних дел Украины. 25 мая с.г. Президент Украины своим Указом № 474/2007 (Указ) вывел внутренние войска из подчинения Министерства внутренних дел и подчинил их непосредственно себе. Контроль за деятельностью внутренних войск возлагается на Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Напомним, что, согласно Закону Украины «О внутренних войсках Министерства внутренних дел» (Закон), внутренние войска являются структурным подразделением Министерства внутренних дел и подчиняются непосредственно министру внутренних дел.
Но не следует забывать, что указанный Закон принят еще в 1992 году и является действующим в части, не противоречащей Конституции Украины (пункт 1 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины). Согласно Конституции, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и государственной обороны, ему должны быть подчинены все воинские формирования Украины. То есть фактически существуют предпосылки для переподчинения внутренних войск, но неопределенным остается вопрос о механизме такого реформирования. Очевидно, что наиболее приемлемым в этом случае было бы внесение соответствующих изменений в Закон Украины «О внутренних войсках Министерства внутренних дел», чего в сложившейся ситуации ожидать не приходится. Мотивы же Президента в полной мере изложены в Указе: переподчинение осуществлено с целью обеспечения предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальным интересам, недопущение использования внутренних войск в интересах определенных политических сил, что создает угрозу национальной безопасности Украины, приведение системы руководства внутренними войсками как военным формированием в соответствие с Конституцией Украины.
Но не все так просто. В тот же день Кабинет Министров Украины, реагируя на действия Президента, принял постановление № 774, которым обязал Министерство внутренних дел Украины при обеспечении общественного порядка в г. Киеве оперативно согласовывать с вице-премьер-министром Украины мероприятия, которые осуществляются Министерством, в том числе и с участием внутренних войск, о планировании и результатах выполнения которых информировать Кабинет Министров Украины ежедневно в 10 и 22 часа.
Также запрещается передислокация органов и подразделений внутренних войск в соответствии с требованиями Закона и без разрешения министра внутренних дел, устанавливается, что органы и подразделения внутренних войск для выполнения любых заданий привлекаются лишь по приказу или по согласованию с министром внутренних дел. Должностным и служебным лицам внутренних войск предписывается в своей деятельности руководствоваться требованиями Конституции и законов Украины, актами Кабинета Министров Украины, приказами министра внутренних дел. Как видим, из этого перечня исключены акты Президента Украины, то есть декларируется неподчиненность внутренних войск Президенту.
Персональная ответственность за неисполнение подразделениями внутренних войск приказов МВД и указанного постановления возлагается на командующего внутренних войск.
Между тем вокруг упомянутого Указа Президента развернулось и полномасштабное судебное противостояние — сначала Соломенский районный суд г. Киева приостановил действие Указа, а затем 29 мая с.г. Киевский апелляционный административный суд сначала приостановил действие решения Соломенского суда, а потом 31 мая с.г. вообще закрыл производство по апелляционной жалобе Президента. По словам Игоря Пукшина, заместителя главы Секретариата Президента, поскольку постановление Соломенского районного суда об удовлетворении иска народного депутата Владислава Забарского к Президенту Украины по поводу законности упомянутого Указа было вынесено в один день с постановлением об обеспечении иска — 25 мая с.г., последнее постановление считается упраздненным. Таким образом, де-юре, Указ продолжает действовать, так как решение о приостановлении действия Указа отменено, а решение Соломенского суда о незаконности Указа обжаловано в аппеляционном порядке и не вступило в законную силу. Несмотря на это, некоторые представители Министерства внутренних дел продолжали заявлять, что внутренние войска остаются в подчинении МВД.
Кроме того, стало известно, что 1 июня с.г. в Конституционный Суд Украины поступило конституционное представление 53 народных депутатов относительно конституционности Указа Президента от 25 мая с.г. № 474/2007.
Комментируя сложившуюся ситуацию, первый заместитель министра юстиции Украины Валерий Бондык отметил, что Указ Президента является преждевременным и не имеющим юридической перспективы. Внутренние войска являются подразделением Министерства внутренних дел, осуществляющим специфические функции по охране важных государственных учреждений (перечень которых устанавливается Кабинетом Министров), а также осуществляющих охрану общественного порядка и в некоторой мере борьбу с преступностью. Законом четко установлено, что внутренние войска находятся в подчинении министра внутренних дел. К полномочиям Президента как гаранта Конституции и Главнокомандующего не относится обеспечение исполнения функций внутренними войсками — это полномочия Министерства внутренних дел. Немаловажен также и финансовый фактор — переподчинение внутренних войск Президенту требует внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство.
Со стороны представителей Секретариата Президента получить комментарий относительно сложившейся ситуации не удалось. По словам Ларисы Мудрак, руководителя Главной службы информационной политики Секретариата Президента, пояснять официальную позицию Президента, изложенную в его Указе, служащими Секретариата не представляется возможным.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что если вопрос подчинения внутренних войск не будет урегулирован политическим путем, то следует ожидать продолжения разбирательства в украинских судах, а возможно, и принятия Президентом и Кабинетом Министров Украины очередных взаимоисключающих нормативно-правовых актов. Война указов, постановлений и судебных решений продолжается?!
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…