Тема государственной собственности почти такая же закрытая, как и государственной тайны, а возможно, и более. Не спроста же председатель Фонда государственного имущества Валентина Семенюк еще длительное время после назначения ее на эту должность точно не знала, что у государства есть в собственности. Но речь пойдет не о том, что есть у государства, а о том, как государство становится собственником. Одним из документов, определяющих данный порядок, являются Методические рекомендации по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины во время работы с бесхозными вещами и имуществом, переходящим в собственность государства (Рекомендации), утвержденными приказом Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) № 18 от 19 января с.г. Кроме этого, бесхозное имущество и имущество, переходящее в собственность государства, являются предметом рассмотрения и в постановлении Кабинета Министров Украины от 25 августа 1998 года № 1340 «О Порядке учета, хранения, оценки конфискованного и прочего имущества, переходящего в собственность государства, и распоряжения им» (Постановление), а также в статье 335 Гражданского кодекса (ГК) Украины.
Итак, согласно ГК Украины, бесхозной является вещь, у которой нет собственника или собственник которой неизвестен. Такими вещами могут быть: имущество, от которого собственник отказался; имущество, средства, подаренные государству собственником; средства и имущество, право собственности на которое прекращено в связи с прекращением юридического лица или смертью собственника; имущество, которое по праву наследования перешло в собственность государства; имущество, приобретенное по решению суда; находка; клады, переданные органам государственной налоговой службы (ГНС) или ими обнаруженные; безнадзорное домашнее животное.
Формами взаимодействия ГНС могут быть как проведение совместных мероприятий между подразделениями ГНС, осуществляющими контрольно-проверочную работу, подразделениями налоговой милиции и подразделениями погашения просроченных налоговых обязательств в части выявления бесхозного имущества, так и создание совместных рабочих групп для разрешения конкретных проблемных вопросов, связанных с выявлением и распоряжением бесхозными вещами и имуществом, переходящим в собственность государства, своевременным обменом информации.
Ура, склад!
Часть 2 статьи 335 ГК Украины определяет, что бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они размещены. О принятии бесхозной недвижимой вещи на учет делается объявление в печатных средствах массовой информации. Каким образом производится поиск бесхозных вещей, определяют Рекомендации.
Так, если в ходе деятельности налоговой милиции обнаружена бесхозная движимая вещь, то она не позднее 10-дневного срока со дня выявления передается в подразделение погашения просроченных налоговых обязательств служебной запиской с перечнем дополнений для дальнейшего учета этого имущества как бесхозного. Но не только налоговая милиция ищет добро для государства: если работникам других подразделений органов ГНС при исполнении служебных обязанностей стало известно о бесхозном имуществе, они в тот же день безотлагательно служебной запиской уведомляют об этом руководителя органа ГНС. Далее действует налоговая милиция.
Не позднее второго рабочего дня после получения сообщения о наличии имущества, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, подразделение погашения просроченных налоговых обязательств производит необходимую проверку относительно выявления или подтверждения наличия этого имущества. Если наличие такого имущества подтверждается, то производится его предварительная оценка комиссией в составе представителей органа ГНС и представителя организации, принявшей имущество на хранение согласно Постановлению. В случае возникновения расхождения в оценке имущества между представителями комиссии оценка проводится субъектами оценочной деятельности — субъектами хозяйствования. При этом определяются ли они (субъекты) заранее путем конкурса (тендера) или к каждой бесхозной вещи применяется отдельная процедура определения субъекта оценочной деятельности, Рекомендациями не оговорено.
Выявленное имущество на основании акта описи и предварительной оценки принимается на учет подразделением погашения просроченных налоговых обязательств. Выявленное имущество, имеющее признаки бесхозного, передается на ответственное сохранение субъекту хозяйствования, включенному в Единый реестр торговых организаций (ЕРТО), или субъекту хозяйствования, расположенному на территории, где было выявлено это имущество. Передача производится по акту описи и предварительной оценки имущества с указанием названия, адреса этой организации, фамилии, имени и отчества служебного лица, принимающего имущество, с обязательной подписью этого лица именно за принятие имущества, и предоставлением доверенности, а также отметки о том, что лицо, принявшее имущество на сбережение, предупреждено об ответственности за недостачу, замену или порчу этого имущества. С субъектом хозяйствования, принявшим имущество на ответственное сбережение, заключается соответствующее соглашение. Взятое на учет имущество отражается на внебалансовом счете «Активы на ответственном хранении» этого субъекта хозяйствования. О каждом факте выявления бесхозного имущества на сумму 10 тыс. грн и более направляется отдельное спецуведомление ГНАУ.
Как стать посредником
Для того чтобы торговать и хранить бесхозное и другое имущество, перешедшее в собственность государства, субъекту хозяйствования необходимо быть включенным в соответствующий реестр. Для включения субъектов хозяйствования в Единый реестр торговых организаций создается комиссия из представителей органов ГНС, правоохранительных и других контролирующих органов. Комиссию возглавляет заместитель председателя областной ГНАУ, которая в соответствии с распределением обязанностей отвечает за этот участок работы.
В ЕРТО могут быть включены любые субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, имеющие право осуществлять реализацию имущества путем проведения публичных торгов (аукционов) и (или) право осуществлять операции с недвижимостью в порядке, предусмотренном законодательством, владеющие соответствующими лицензиями и обеспечивающие наиболее полный комплекс услуг по реализации бесхозного и другого имущества, перешедшего в собственность государства.
Для формирования ЕРТО на следующий год комиссия не позднее 1 декабря текущего года размещает в средствах массовой информации объявления с перечнем документов, необходимых для участия в конкурсе, место и дату проведения заседания комиссии по формированию ЕРТО. Первое заседание комиссии по формированию ЕРТО проводится не позднее 20 января. До утверждения ЕРТО на текущий год реализация имущества осуществляется субъектами хозяйствования, включенными в ЕРТО по состоянию на 31 декабря минувшего года.
Для участия в конкурсе субъекты хозяйствования подают следующие документы: заявление; копию справки о государственной регистрации; копию устава предприятия (организации); справку из органа ГНС, в котором зарегистрировано предприятие, о постановке на учет как налогоплательщика; копию свидетельства плательщика НДС; справку из органа ГНС об отсутствии налогового долга; копии лицензий на право осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности, лицензирование которых предусмотрено законодательными актами Украины; справку о складских помещениях или договоре аренды складских помещений; справки из учреждений банков об открытых счетах; документы, подтверждающие возможность проведения аукционов или членство в составе товарных бирж; другие документы, определенные региональной комиссией обязательными для представления на конкурс (баланс, отчеты о прибылях и убытках и т.п.); конкурсное предложение, подаваемое в запечатанном конверте и содержащее предельный размер комиссионного вознаграждения в процентах к суммам средств, полученных от реализации имущества.
При этом Комиссией учитываются: опыт работы не менее 2х лет в соответствующей сфере деятельности; наличие брокерского места на бирже, аттестованной ГНАУ; отсутствие нарушений налогового законодательства за 2 последних года со стороны субъекта хозяйствования; положительные показатели финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, подтвержденные бухгалтерской отчетностью (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных такими соответственно действующему законодательству); отсутствие задолженности по платежам в бюджет; отсутствие нарушений во время реализации бесхозного имущества в предыдущем году.
Все субъекты хозяйствования, соответствующие указанным критериям, должны быть занесены в ЕРТО. Порядка отказа во внесении в ЕРТО, а также сроков рассмотрения документов Рекомендации не содержат, зато в случае внесения в Единый реестр копии предоставленных материалов не позднее третьего рабочего дня после заседания Комиссии направляются ГНАУ. Но вот сделка о реализации имущества с субъектом хозяйствования, включенным в ЕРТО, заключается только после того, как реквизиты субъекта хозяйствования будут размещены на официальном сайте ГНАУ (естественно, сроки такого размещения не указываются).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…