Так какой размер выходного пособия? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (304) » Так какой размер выходного пособия?

Так какой размер выходного пособия?

ПРАВО НА ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ

Я являюсь пенсионером МВД Украины с 23 марта 2000 года. Выслуга лет составляет 21 год. При увольнении на пенсию я получил выходное пособие в размере пяти месячных должностных окладов ( согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 12 от 8 января 2000 года).

23 июня 2001 года Президент Украины подписал Указ № 463/2001, которым отменил некоторые дискриминационные положения относительно военнослужащих и работников милиции, касающиеся выплаты выходного денежного пособия. Теперь ее размер составляет 50 % месячного денежного удержания за каждый календарный год службы (пункт 10 постановления Кабинета Министров Украины № 393 от 17 июля 1992 года).

В связи с этим я хотел бы получить ответы на следующие вопросы:

1. Имею ли я теперь право на получение выходного пособия в размере 50 %-го месячного денежного удержания за каждый календарный год службы, которое не получил при увольнении из ОВД в марте 2000 года?

2. Могу ли я обратиться в суд для решения вопроса о получении денежной помощи, если ответ МВД будет отрицательный?

Рассмотрим кратко историю вопроса размера денежной помощи при увольнении с военной службы.

Частью 2 статьи 15 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» установлено, что «военнослужащим, кроме военнослужащих срочной службы, при увольнении с военной службы по выслуге срока службы, возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением штатов или с организационными мероприятиями в случае невозможности использования на службе выплачивается денежная помощь в размере 50 процентов месячного денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы. Военнослужащим, уволенным с военной службы по собственному желанию, по семейным обстоятельствам или другим уважительным причинам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, выплачивается денежная помощь в размере 25 % месячного денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы. Военнослужащим, уволенным с военной службы в связи со служебным несоответствием, обвинительным приговором суда, который вступил в законную силу, денежная помощь, предусмотренная этим пунктом, не выплачивается». Аналогичные нормы содержало и постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежной помощи лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей». Однако 8 января 2000 года Кабинетом Министров Украины было принято постановление № 12 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393». Им была установлена новая, не предусмотренная Законом норма, в соответствии с которой общий размер единоразовой денежной помощи не должен превышать пяти месячных должностных окладов.

На это несоответствие было прямо указано Президентом Украины, который своим Указом от 23 июня 2001 года № 463/2001 «Об отмене некоторых положений пункта 10 постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393», в соответствии с пунктом 16 статьи 106 Конституции Украины, отменил данную норму акта Кабинета Министров Украины. В то же время, указывая на незаконность данного положения, Указ не содержит каких-либо указаний, касающихся правомочности действия данной нормы в период между принятием постановления и Указа: с 8 января 2000 по 23 июня 2001 годов. Данное обстоятельство дает правовые основания Министерству обороны Украины и другим органам исполнительной власти, в чьем ведении находятся вопросы социальной защиты военнослужащих, отказывать в удовлетворении их обращений, касающихся восстановления законных прав на денежную помощь в связи с увольнением с военной службы.

Какими же видятся при таких обстоятельствах пути защиты прав граждан? Прежде всего они определены положениями статьи 55 Конституции Украины. Напомним их. «Права и свободы человека и гражданина защищаются судом. Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий, бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц».

Конституционный Суд Украины в своем решении от 1 октября 1998 года № 13-рп/98 относительно рассмотрения дел, в которых одной из сторон является Кабинет Министров Украины, в том числе дел по спорам о признании недействительными его актов, основываясь на нормах части 2 статьи 124 Конституции Украины, в соответствии с которой юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве, указывает, что конституционное полномочие Президента Украины относительно отмены актов Кабинета Министров Украины и полномочия судебной власти относительно признания таких актов недействительными, исходя из оснований, указанных в законодательстве, являются самостоятельными гарантиями обеспечения законности в деятельности Кабинета Министров Украины.

Исходя из этого, защита прав граждан на получение в установленном Законом размере денежной помощи при увольнении с военной службы должна осуществляться путем обращения в судебные органы. При решении данного вопроса суды должны руководствоваться приматом норм закона над нормами подзаконных актов. На это прямо указывает пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 года № 9 «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия»: «Судам необходимо исходить из того, что нормативно-правовые акты какого-либо государственного или иного органа (акты Президента Украины, постановления Верховного Совета Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, нормативно-правовые акты Верховного Совета Автономной республики Крым или решения Совета Министров Автономной республики Крым, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, приказы руководителей предприятий, учреждений и организаций и т. д.) подлежат оценке на соответствие как Конституции, так и закону.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что нормативно-правовой акт, который подлежал применению, не соответствует или противоречит закону, суд обязан применить закон, который регулирует эти правоотношения».

Практика принятия судебных решений по вопросу выплаты денежной помощи при увольнении с военной службы показывает, что суды руководствуются именно этими положениями и принимают решения в пользу граждан.

Хотелось бы коснуться еще одного аспекта проблемы. На наш взгляд, необходимо установить порядок верификации подзаконных актов их соответствию нормам закона, что должно гарантировать отсутствие подобных коллизий в дальнейшем.

ПАВЛЕНКО Юрий — к.ю.н., главный научный консультант Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховного Совета Украины, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Прокуратуру надо реформировать

Реплика, или Опровержение на опровержение

Законодательная практика

Новшества исполнительного производства Украины

Зарубежная практика

$ 9 млрд взыскать не удалось

Кадровые новости

«Оранта» расширяет штат юристов

В «Укрсоцстрахе» новый юрисконсульт

Неделя права

Введение ХК переносить нельзя?

Все МЧП в одном нормативном акте?

Еще раз о рекламе

АМКУ переходит к жестким мерам

Апелляция на стороне «Сармата»

Новости делового мира

Учет задолженности покупателя

Выход из ООО

Когда можно выдвигать регрессные требования?

Новости законодательства

Зарплата прежде всего

Устав для налоговиков

Закон «О лизинге» хотят изменить

Закон для законодателей

К вопросу подсудности

Новости из-за рубежа

Генпрокуратура РФ: дело в отношении Гусинского не прекращено

Испания на время закрывает «дело Берлускони»

Новости профессии

Юристы настаивают на принятии Закона о законотворческой деятельности

Преподавателей права будут учить

Генпрокуратура проверит председателя суда и ВСЮ

Суд признал бездеятельность КМУ неправомерной

Новости юридических фирм

У «Чернявский, Калинская и партнеры» новый офис

«Александров и партнеры» переехала в новый офис

Создана корпорация «АДК — Юкрейн»

«Эрнст энд Янг» представляет новый брэнд

Первая полоса

Правовой статус частных портов

Совет коллеги

Как ответить АМКУ?

Так какой размер выходного пособия?

Тема номера

Проблемные аспекты страхования государственных морских судов

Трибуна

О пользе дискуссий в адвокатуре

Частная практика

Всеукраинская «паутина» юридических фирм

Юридический форум

«Двигатель торговли» типично украинской сборки

Техасский суд за средний палец

Український юрист

UJBL: все о связи

Президент отметил юристов

Юрисконсульт

Порядок проведения общего собрания акционеров

Обжалование действий или исковое производство?

Что общего у «O'Brien's» с «O'Braien's»?

Лучше кадры — меньше рисков

СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ. Внесение изменений в устав должно быть последовательным

СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ. Передача полномочий должна быть оформлена надлежащим образом

Інші новини

PRAVO.UA