Большинство нотариусов помнят, чем для них обернулось усовершенствование внешнего вида печати нотариуса. Причем, кроме ссылок на то, что «так принято» в цивилизованном мире, других объяснений не последовало. Зато почти год нотариусы знали, чем заняться.
Недавно на сайте Управления нотариата ГУ юстиции в г. Киеве появились проекты текстов приказов Минюста: один предлагает урегулировать требования к рабочему месту (конторе) частного нотариуса и контроля за организацией нотариальной деятельности, второй — порядок регистрации частной нотариальной деятельности и замещения частного нотариуса, третий — изменения в Инструкцию о порядке осуществления нотариальных действий нотариусами Украины.
Остановимся на первом проекте, ведь именно в случае утверждения его в существующей редакции кому-то из нотариусов придется задуматься о своем помещении для работы, ну а практически всем — привести вывески к единому образцу.
При регистрации частной нотариальной деятельности или в случае изменения адреса расположения рабочего места (конторы) частного нотариуса проектом предусматривается проведение сертификации помещения и проверки соответствия помещения требованиям Положения, которые проводятся уполномоченными работниками управлений юстиции.
Также в случае заключения договора о сотрудничестве с другим частным нотариусом, возобновления частной нотариальной деятельности после приостановления сроком более чем на 60 дней, подписания частным нотариусом с лицом трудового или гражданско-правового договора уполномоченное лицо управления юстиции осуществляет проверку соответствия рабочего места нотариуса условиям, определенным законом.
По результатам проверки составляется справка, которая является неотъемлемой частью акта о сертификации рабочего места нотариуса, который заключил договор о сотрудничестве, трудовой договор, гражданско-правовой договор или деятельность которого приостанавливалась на основании статьи 291 Закона Украины «О нотариате».
Переходных положений в проекте не предусмотрено, но не исключено, что во исполнение новых требований будет осуществлена новая сертификация всех помещений нотариусов.
Под сертификацией рабочего места в Порядке подразумевают проверку помещения и установление факта соответствия рабочего места частного нотариуса условиям, которые предусмотрены статьей 25 Закона Украины «О нотариате», и признании его (рабочего места) пригодным для использования в качестве рабочего места частного нотариуса с целью осуществления нотариальных действий.
Подтверждается сертификация актом — документом установленного образца, содержащим сведения о помещении нотариуса.
Также сертификация может завершиться и актом об отказе в сертификации — документе установленного образца, содержащем обоснованное заключение о несоответствии рабочего места (конторы) частного нотариуса условиям, установленным статьей 25 Закона Украины «О нотариате».
В проекте предусматривается установление следующих требований. Относительно обеспечения нотариальной тайны:
лица, работающие с частным нотариусом на основании трудового договора (помощники), стажер нотариуса, должны находиться в отделенной, должным образом приспособленной согласно условиям работы и соблюдениям нотариальной тайны, комнате (приемная не может быть использована для этой комнаты);
в помещении не могут находиться, осуществлять профессиональную деятельность лица, деятельность которых не связана с осуществлением нотариальных действий или предоставлением дополнительных услуг правового или технического характера, связанных с ними, кроме лиц, которые по договорам (соглашениями, контрактами) с частным нотариусом выполняют работы по обеспечению деятельности частного нотариуса (установки и обслуживания оргтехники, охранного оборудования и т.п.) или проходят стажировку;
частный нотариус имеет право иметь лишь одно помещение для размещения рабочего места (конторы), которое должно находиться в пределах нотариального округа, в котором осуществляется нотариальная деятельность;
рабочий кабинет нотариуса должен иметь естественное освещение, площадь кабинета не может быть меньшей 10 м2;
в рабочем кабинете частного нотариуса обязательно должны быть двери, в которых установлен дверной замок;
если стены рабочего кабинета сделаны из металлопластикових или других конструкций, они должны быть непрозрачными;
архив частного нотариуса должен храниться в металлических шкафах в рабочем кабинете частного нотариуса (в отдельной комнате);
помещение частного нотариуса должно быть оборудовано средствами пожарной сигнализации.
Частный нотариус, занимающий помещение на основании договора о сотрудничестве с другим нотариусом, не вправе работать в одной комнате с лицами, которые работают с частным нотариусом на основании гражданско-правовых, трудовых договоров (помощники), стажером частного нотариуса и с лицами, деятельность которых не связана с осуществлением нотариальных действий. Частный нотариус должен осуществлять прием граждан в своем рабочем кабинете, независимо от другого частного нотариуса, не менее пяти часов в день и пяти рабочих дней в неделю.
Помещение должно быть защищено от несанкционированного проникновения — должна быть установлена охранная сигнализация; входные двери должны быть металлические или защищенные металлическим роллетом; окна должны быть оборудованы металлическими решетками или защитными роллетами, независимо от этажа, на котором расположено помещение, или иметь защитное бронированное застекление, бронирование застекления может осуществляться соответствующими пленками.
Архив частного нотариуса должен храниться в металлическом (металлических) шкафу (шкафах) в рабочем кабинете частного нотариуса (отдельной комнате), запрещается размещать шкафы для хранения архива в приемной, а также в местах, где посетители могут беспрепятственно к ним подойти. У каждого частного нотариуса должен быть отдельный сейф, обеспечивающий хранение печатей, штампов и специальных бланков нотариальных документов.
Количество комнат в помещении, где находится рабочее место (контора) частного нотариуса, не может быть меньшим, чем количество частных нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в его пределах, — у каждого нотариуса должен быть отдельный рабочий кабинет. А лица, работающие с частным нотариусом на основании гражданско-правового или трудового договора (помощники) и являющиеся техническим персоналом, стажер нотариуса, должны находиться в отделенной, должным образом приспособленной согласно условиям работы и соблюдениям нотариальной тайны, комнате. Также в помещении должна быть приемная комната для посетителей и граждан, которые пришли на прием к частному нотариусу.
Видимо, чтобы облегчить гражданам поиск нотариуса в городских джунглях, предлагается установить единую форму вывески нотариуса. Вот как об этом говорится в проекте. У входа в помещение должна находиться вывеска, идентифицирующая рабочее место (контору) частного нотариуса. Вывеска имеет форму прямоугольника размером 800 мм по горизонтали и 600 мм по вертикали.
На поле вывески посередине наверху размещается изображение малого Государственного Герба Украины (тризуба) в ширину 80 мм и высотой 115 мм, под которым центровым способом — надпись «Украина», ниже надпись «Министерство юстиции Украины», наименование главного управления юстиции, к сфере управления которого относится нотариус, наименование нотариального округа, надпись «НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА», если частный нотариус имеет контору, или «НОТАРИУС», если нотариус работает единолично.
Надпись «Украина» выполняется шрифтом академической гарнитуры, кеглем 21/2 квадрата прописным, полужирным. Надпись «Министерство юстиции Украины», полное наименование главного управления юстиции, к сфере управления которого относится нотариус, наименование нотариального округа выполняются шрифтом академической гарнитуры, узким, кеглем 21/2 квадрата прописным, полужирным. Надпись «НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА» или «НОТАРИУС» выполняется шрифтом академической гарнитуры, кеглем 31/2—5 квадратов прописным, полужирным. Малый Государственный Герб Украины (тризуб) и надписи выполняются цветом бронзы, золота или желтым на синем фоне.
У входа в помещение должна быть размещена информация относительно времени приема граждан: время начала и окончания рабочего дня, время обеденного перерыва и выходные.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…