Борьба за равенство перемещается с улиц в Интернет и сферу телекоммуникаций. Уже недостаточно, чтобы люди были равными в правах независимо от их цвета кожи, языка, религии, политических и других убеждений. Новая парадигма гласит, что свободу слова и право на доступ и обмен информацией нельзя ограничивать путем замедления, ухудшения трафика, а также установления зависимости от конкретных приложений или устройств. Дискриминация трафика, устройств, приложений и технологий уже стала реальностью и требует урегулирования.
В более формализованном виде все это касается так называемых технологической и сетевой нейтральностей. В нашей стране вопросы нейтральностей активизировались относительно недавно — в связи с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС и курсом на адаптацию украинского законодательства к законодательству ЕС.
Регулирование в ЕС и не только
Технологическая нейтральность уже давно является одним из основных принципов регуляторной политики ЕС в сфере телекоммуникаций. Впервые этот принцип упоминался в 2002 году в Директиве 2002/21/EC. Директива устанавливала обязанность стран — членов ЕС удостовериться, что их нормативно-правовое регулирование соотносится с принципом технологической нейтральности, то есть не продвигает и не дискриминирует какой-либо отдельный вид технологий. Цель данного положения — ограничить государственное регулирование, подчеркнув, что рынок, а не государство, должен решать, какие технологии выстоят в конкурентной борьбе.
В 2009 году в ЕС были введены технологически нейтральные лицензии. Особенность таких лицензий заключалась в том, что лицензиат получал право на использование конкретной полосы радиочастот без получения отдельного разрешения со стороны регулятора на каждую отдельную технологию. Графа технологии, под которую будут использоваться радиочастоты, в лицензии просто отсутствовала. Таким образом, страны ЕС одними из первых внедрили только набирающий тогда популярность стандарт мобильной связи LTE (4G) взамен стремительно устаревающего у них 3G.
В 2011 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала Рекомендации относительно принципов формирования интернет-политики (Council Recommendation on Principles for Internet Policy Making). В Рекомендациях уже нашел свое закрепление принцип сетевой нейтральности (net neutrality).
А впервые такой принцип был внедрен в США. Сетевая нейтральность подразумевает, что любая информация считается одинаково важной независимо от ее источника. Интернет-провайдеры не могут замедлять работу веб-сайтов, блокировать контент лишь на том основании, что он исходит от маленького незначительного стартапа или неугодного общественного движения, или, наоборот, ускорять работу приложений от IT-гиганта, который может позволить себе оплатить данную услугу. Этот принцип также включает недопустимость дискриминации и начисления разной абонентской платы для разных пользователей, контента, веб-сайтов, платформ, устройств, типов оборудования, методов коммуникаций. И хотя со вступлением Дональда Трампа в должность президента США принципу сетевой нейтральности, как и любому другому объекту любви и устремлений Барака Обамы, грозит «отставка», все же значимость данного принципа, когда речь идет о справедливости и свободе слова, сложно переоценить.
Технологическая нейтральность у нас
Технологическая нейтральность в нашей стране находится еще на стадии внедрения. Зарегистрированы два законопроекта, которые предлагают ввести такой принцип.
Представляется, что по сравнению с законопроектом № 5051 от 30 августа 2016 года проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О радиочастотном ресурсе Украины» относительно обеспечения введения новых радиотехнологий от 5 октября 2017 года (законопроект) имеет больше шансов стать законом. Причин тому несколько: а) он более качественно подготовлен и менее громоздкий, то есть не пытается дерегулировать другие аспекты телекоммуникационной сферы, а нацелен исключительно на урегулирование вопроса технологической нейтральности и связанного с ним рефарминга (выделения уже занятых радиочастот); б) субъектом законодательной инициативы выступил сам Кабинет Министров Украины; в) законопроект является логическим продолжением Плана мер по внедрению системы движимой (мобильной) связи четвертого поколения, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 11 ноября 2015 года № 1232-р во исполнение Указа Президента Украины «О создании условий для внедрения системы движимой (мобильной) связи четвертого поколения» от 21 июля 2015 года № 445/2015.
В законопроекте технологическая нейтральность определяется как принцип пользования указанными в лицензии полосами радиочастот без ограничения использования разрешенных на территории Украины радиотехнологий, отнесенных к одному виду радиосвязи при условии соблюдения электромагнитной совместимости.
Также Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), получает полномочия по проведению рефарминга, в частности, с целью внедрения современных и перспективных радиотехнологий.
Лицензии на пользование радиочастотным ресурсом в полосе радиочастот, относительно которого проводится рефарминг, будут подлежать аннулированию, а новые лицензии будут выдаваться с учетом технологической нейтральности. Предполагается, что на европейский манер вид технологии в новых лицензиях не будет упоминаться.
Исходя из последних изменений, которые в апреле 2017 года были внесены в Порядок привлечения дополнительных внебюджетных средств для проведения конверсии радиочастотного ресурса Украины в полосах радиочастот общего пользования, для внедрения 4G в целом может быть достаточно и указанного улучшенного порядка. Но если абстрагироваться от несколько политизированного 4G, то без внедрения технологической нейтральности и рефарминга сложно говорить о комплексном и системном улучшении регулирования телекоммуникационной сферы в нашей стране, в частности, об обеспечении предусловий для эффективного внедрения новых телекоммуникационных технологий.
Сетевая нейтральность
Принцип сетевой нейтральности также находится еще на стадии имплементации в украинское законодательство.
Во исполнение условий Соглашения об ассоциации с ЕС 19 апреля 2016 года Кабинет Министров Украины опубликовал проект распоряжения «Об одобрении дорожной карты приближения законодательства Украины к праву ЕС в сфере телекоммуникационных услуг». Пунктом 16 данного проекта также предусмотрено принятие Стратегии регулирования сетевого взаимодействия с учетом принципа сетевой нейтральности для обеспечения защиты права на свободу слова интернет-пользователей, на получение и обмен информацией, а также на конфиденциальность и личную жизнь.
Но в марте 2017 года НКРСИ на своем заседании не согласовала эту дорожную карту, предоставив свои возражения и рекомендации. Пока регуляторы телекоммуникационной отрасли сделали два шага назад. Сетевая нейтральность сейчас не в приоритете, и основной фокус регулятора — это все-таки создание правового поля для мобильной связи четвертого поколения. Сетевой нейтралитет будет уже потом…
КЛИМЧУК Олег — старший юрист Sayenko Kharenko, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…