12 октября с.г. народные депутаты Украины Николай Катеринчук, Владимир Стретович, Борис Беспалый внесли на рассмотрение Верховного Совета Украины новый проект Кодекса судебной власти Украины, зарегистрированный под № 5560, взамен поданного ими проекта от 26 мая 2004 года. Авторами проекта являются народный депутат Украины Николай Катеринчук и первый заместитель председателя Высшего хозяйственного суда Украины Николай Хандурин. Отметим, что рассмотрение проекта предусмотрено повесткой дня текущей сессии парламента.
По сравнению с предыдущим «свежий» законопроект включает в себя ряд принципиально новых положений. Прежде всего в нем дано определение судебной власти как составляющей власти государства Украина, которой в установленном законом порядке народ делегирует полномочия по защите прав и свобод человека и гражданина, прав юридических лиц и государства на основах верховенства права. То есть в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную последняя рассматривается как основной инструмент обеспечения верховенства права.
Систему судов общей юрисдикции образуют общие суды для рассмотрения уголовных и гражданских дел и специализированные суды — хозяйственные и административные — для рассмотрения хозяйственных и административных дел соответственно. Кассационными инстанциями для последних являются Высший хозяйственный суд Украины и Высший административный суд Украины. Законопроектом предусмотрено, что кассацию по уголовным и гражданским делам будут осуществлять в полном объеме судебные палаты по гражданским и уголовным делам Верховного Суда Украины (ВСУ). При этом кассация в части исключительного производства по мотивам неодинакового применения закона высшими специализированными судами должна осуществляться судебными палатами по хозяйственным и административным делам Верховного Суда Украины.
С целью обеспечения высшими специализированными судами и ВСУ одинакового применения одного и того же закона к гражданам и юридическим лицам при рассмотрении судами дел предусмотрено также, что постановления пленумов высших специализированных судов и ВСУ должны носить обязательный характер.
Что касается назначения судей на административные должности в судах, то проект предлагает установить, что такое назначение проводится Президентом Украины на основании рекомендаций советов судей в рамках конституционных полномочий Президента Украины по созданию судов, так как в суды по составу входят председатели и судьи этих судов.
В проекте предусмотрен принципиально новый, прозрачный конкурсный отбор кандидатов на должности судей квалификационными комиссиями судей путем проведения письменных и тестовых экзаменов по заявлениям самих кандидатов на основе программ, включающих необходимый для профессии судьи объем знаний права. Порядок сдачи экзаменов и программы для кандидатов (объем знаний) должны устанавливаться Министерством юстиции и Высшим советом юстиции.
Стоит отметить, что авторы проекта включили в него как неотъемлемую часть украинского законодательства Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а вместо заключительных положений предложен Раздел XII «Судебная дорожная карта. 2005—2010 годы», предусматривающий особенности практической реализации этого законопроекта.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…