Генеральным прокурором Украины 10 сентября 2004 года дано указание № 09/1 233вих — 04 285 ОКБ (Указание) прокурорам всех уровней относительно исполнения ими задач, определенных Законом Украины «О порядке избрания на должность и увольнения с должности профессионального судьи Верховным Советом Украины».
Задания, содержащиеся в Указании, непосредственно не вытекают из упомянутого Закона, противоречат Конституции Украины и действующему законодательству.
В статье 121 Конституции и статье 5 Закона Украины «О прокуратуре» перечислены функции органов прокуратуры. Исполнение функций, не предусмотренных Конституцией и Законом Украины «О прокуратуре», согласно части второй статьи 5 указанного Закона, возлагаться на прокуратуру не может.
Становление судебной власти как государственного учреждения, на которое возлагается исключительная обязанность относительно защиты нарушенных прав и свобод путем осуществления судопроизводства, и реализация принципа состязательности обусловили исключение суда из числа объектов прокурорского надзора.
Осуществленные в 2001 году изменения процессуального законодательства лишили прокуратуру функции надзора за соблюдением законов в процессе рассмотрения дел в судах. Прокурор является равным с другими участниками судебного процесса, статус которых определяется пунктами 2, 4 и 5 части третьей статьи 129 Конституции.
Суд не подотчетен и не подконтролен прокуратуре.
Учитывая упомянутые требования законодательства, данное Указание можно расценивать как скрытую попытку вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, намерение восстановить прокурорский надзор за судами, потенциальную угрозу влияния на судей, поскольку распоряжения такого рода побуждают прокуроров к поиску оснований для критики судей в средствах массовой информации, связанной с рассмотрением ими конкретных дел.
Судья не имеет права отчитываться и давать пояснения по поводу принятых им решений, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
Возложение на прокуроров обязанности относительно ежемесячного рапортования о результатах такой деятельности вызывает обоснованные опасения относительно введения новых составляющих в системе «показателей», по которым будет оцениваться эффективность работы прокуроров.
Что касается участия прокуратуры как органа в формировании судейского корпуса и оценки эффективности его деятельности, то действующим законодательством такое участие к компетенции органов прокуратуры не отнесено.
Совет судей Украины расценивает Указание Генерального прокурора Украины как создание предпосылок для вмешательства в деятельность органов судебной власти и намерение их контролировать.
На основании изложенного, руководствуясь частью пятой стати 116 Закона Украины «О судоустройстве Украины», Совет судей Украины решил:
1. Обратиться к Генеральному прокурору Украины с предложением пересмотреть указанное указание.
2. Поручить председателю Совета судей Украины в случае отклонения обращения Совета судей Украины обжаловать действия Генерального прокурора Украины относительно издания данного Указания в суд.
3. В порядке информирования и для соответствующего реагирования копию решения Совета судей Украины направить Президенту Украины и Верховному Совету Украины.
Председатель Совета судей Украины Виктор Кривенко
(Печатается в сокращенном виде)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…