Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №26 (236) » СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Не успела завершиться летняя судебная реформа-2001, как 7 февраля 2002 года принят новый Закон № 3018-III «О судоустройстве Украины». И если летняя реформа заслужила обидный эпитет «малой», то предусмотренные новым Законом «О судоустройстве Украины» изменения судебной системы можно по праву назвать «большими». Большими, поскольку предприняты реальные шаги на пути создания структурированной судебной системы и реализации положений Конституции Украины об участии народа в осуществлении правосудия (имеются в виду народные заседатели и присяжные). Кроме того, на уровне закона закреплена идея ограждения судебной ветви власти от финансового влияния со стороны государства и пр.

С другой стороны, все эти новые идеи сулят правительству довольно БОЛЬШИЕ проблемы. Для осуществления задуманной реформы необходимы средства, кадры, усилия и другие ресурсы. Если всего этого в стране не хватает, понятно, что о полноценной реформе не может быть и речи. А ведь именно такая ситуация с затягиванием судебной реформы и складывается: 5 июня 2002 года Кабинет Министров Украины внес проект закона № 1162 «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве Украины».

Получается, что не успели принять новый закон, как сразу планируем изменения к нему. Не касаясь сути судебного устройства как такового, Кабинет Министров предлагает существенно пересмотреть сроки создания новых судебных учреждений, внося соответствующие изменения в действующий Закон «О судоустройстве Украины», точнее в его VІІ раздел — «Заключительные и переходные положения».

ОЧЕНЬ ДЛИННАЯ ИСТОРИЯ

Закон «О судоустройстве Украины», кроме нескольких отдельных положений, вступил в силу 1 июня 2002 года. Об этих положениях, собственно, и речь.

Переходные положения Закона туманно говорят о том, что система специализированных административных судов будет создана в течение трех лет. Пока же судопроизводство в делах, возникающих в сфере административно-правовых отношений, осуществляют местные суды районного уровня. Рассмотрением дел, подсудных административным апелляционным судам и Высшему административному суду Украины, будут заниматься соответствующие общие апелляционные суды и Кассационный суд Украины в порядке, установленном процессуальным законом. Пока же в судах должна внедряться система специализации судей по рассмотрению дел административной юрисдикции, для чего созданы специальные судебные коллегии. Кабинет Министров в проекте просит отсрочить создание административных судов до 1 января 2003 года. Иными словами, ничего не делать до конца этого года.

Настоящая новинка Закона «О судоустройстве Украины» — создание Апелляционного и Кассационного судов Украины. Действующим Законом предусмотрено, что их должны создать в соответствии с новыми процессуальными законами до 1 декабря 2002 года. То есть за шесть месяцев необходимо не просто создать новые, непривычные для Украины суды, но и принять соответствующие процессуальные законы для них. Сделать это в такой срок в нашем государстве априори невозможно. Поэтому дату создания вышеупомянутых судов Кабинет Министров предлагает отодвинуть до 1 апреля 2003 года. Символично, что новые суды, по замыслу правительства, должны начать работу в День смеха. До создания Кассационного суда его полномочия по кассационному рассмотрению дел осуществляет Верховный Суд Украины.

БЕЗ ДЕНЕГ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ

Реализация Закона «О судоустройстве Украины» сплошь и рядом упирается в переходные положения. Так, формирование списков народных заседателей, согласно Закону «О судоустройстве Украины», проведется не позднее 1 декабря 2002 года. А вот с составлением списков присяжных ситуация пока не определена. По закону они должны быть сформированы в срок, определенный процессуальным законом, предусматривающим участие присяжных в осуществлении правосудия. По логике закона, такие процессуальные законы можно не принимать и десять, и двадцать лет.

Создать государственную судебную администрацию планировалось до 1 января 2003 года. Проект предлагает сформировать ее позже, до 1 июня 2003 года. То есть еще полгода держать суды в положении, зависимом от государственного финансирования Министерством юстиции.

Согласно Закону «О судоустройстве Украины», на Кабинет Министров возложена обязанность до 1 сентября 2002 года обеспечить Апелляционный и Кассационный суды, Государственную судебную администрацию Украины и территориальные управления государственной судебной администрации служебными помещениями, транспортом, другими необходимыми для их функционирования материально-техническими ресурсами. Видимо, эта задача — непосильная ноша для нашего правительства. Поэтому в проекте оно просит отсрочки до 1 марта 2003 года, а в отношении Кассационного суда Украины — даже до 1 мая 2003 года.

Остается под вопросом приведение Кабмином своих нормативно-правовых актов в соответствие с Законом «О судоустройстве Украины» до 1 сентября этого года. Плюс к этому правительство должно обеспечить пересмотр ведомственных нормативных актов; утвердить положения о порядке оплаты работы народных заседателей и присяжных; внести на рассмотрение Верховного Совета соответствующие законопроекты. Учитывая все перечисленное, понятно, почему Кабинет Министров просит парламент дать ему дополнительное время. В любом случае практикой доказано, что судебную реформу в нашей стране вовремя провести невозможно.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ

О ПРОБЛЕМЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Деловая практика

КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Законодательная практика

ЛОББИРОВАНИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Зарубежная практика

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СТРАН СНГ

АМЕРИКАНСКИЙ СУД ПРИЗНАЛ ВИНУ ARTHUR ANDERSEN

Неделя права

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ЧУДАЧЕСТВА

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Новости из-за рубежа

РУГАЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!

KIRCHHOLDING НАЧАЛ ПРОЦЕДУРУ БАНКРОТСТВА

ИСПАНИЯ ВРЕМЕННО ВЫШЛА ИЗ ШЕНГЕНСКОЙ ЗОНЫ

БЫВШИЙ ДИРЕКТОР КрАЗа ПРИГОВОРЕН К 6,5 ГОДАМ

Новости профессии

ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ

АЛЛО, МЫ ИЩЕМ СУДЕЙ!

ЧТО ТАКОЕ ICB?

КТО СТАНЕТ ЮРИСТОМ ГОДА?

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

Первая полоса

ОПАЛЬНЫЕ ПОМЕЩИКИ

Прецеденты

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Судебная практика

«ТРЕТЬЕ» МНЕНИЕ

Тема номера

ИНТЕРНЕТ И ПРАВОСУДИЕ

СТАНЕТ ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ЭЛЕКТРОННЫМ?

ВОЗМОЖНА ЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ?

Частная практика

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

АРБИТРАЖ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: